Широкое распространение ВИЧ-инфекции в мире представляет серьезную угрозу жизни и достоинству человека. Главной причиной распространения ВИЧ-инфекции в нашей стране является прежде всего наркомания. В процесс инъекционного потребления наркотиков вовлекается молодежь, начиная с 14-16 лет. Кроме того, по итогам последних лет установлено, что в этой среде ВИЧ-инфекция интенсивно распространяется половым путем, чему способствуют новые стереотипы сексуального поведения молодежи и высокий уровень инфекций, передаваемых половым путем.
На протяжении нескольких последних десятилетий в России наблюдается постоянное и значительное ухудшение здоровья населения. Особое беспокойство при этом вызывает состояние здоровья молодого поколения в условиях возросшего влияния различных негативных социальных факторов, в том числе ВИЧ-инфекции.
В настоящее время эпидемия ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации представляет собой социо-медико-биологическое явление, отличающееся динамичностью, нарастающим негативным эффектом, и сочетает в себе признаки чрезвычайной ситуации и долговременной проблемы. При этом молодежь и подростки составляют наиболее уязвимую часть населения, которая может быть подвержена ВИЧ-инфицированию.
По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, снизить темпы развития эпидемии возможно, в первую очередь, за счет просвещения людей с целью изменения их поведения. Принимая во внимание международный опыт борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции и опыт, накопленный в России, можно предполагать, что превентивное обучение в области ВИЧ/СПИДа позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и
создать у подрастающего поколения установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения.
Ввиду отсутствия вакцин, эффективных лекарственных препаратов проведение профилактических мероприятий среди этой категории лиц является очень важным и единственным средством на сегодняшний день в предупреждении распространения ВИЧ. В донесении полной и качественной информации по проблеме ВИЧ/СПИД могут оказать помощь педагоги. Для этого разработана примерная программа.
Программа предполагает освещение проблемы ВИЧ-инфекции в рамках школьных уроков по различным дисциплинам, что не требует дополнительных часов, перекликается с учебными программами других предметов, предусматривает различные формы проведения занятий.
Направления
-
просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа;
-
обучение ответственному поведению детей и молодежи;
-
формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.
Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИД
-
Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа предполагают обеспечение предоставления всесторонней и точной информации: о механизме инфицирования, путях передачи ВИЧ-инфекции, обстоятельствах, повышающих риск инфицирования (злоупотребление наркотическими средствами и др.), о мерах профилактики.
Основные принципы информирования о ВИЧ:
-
достоверность информации;
-
ненанесение вреда неправильной (ложной) или неправильно понятой информацией;
-
исключение манипулирования информацией (смешение достоверной и недостоверной информации или подача достоверной информации в контексте, позволяющем делать ложные выводы);
-
нейтральность в подаче информации;
-
осведомленное согласие на получение профилактической информации;
-
взаимоуважение в процессе информирования;
-
всестороннее представление проблемы (объективность и многоаспектность:
- сочувственное отношение к ВИЧ-инфицированным.
Обучение ответственному поведению несовершеннолетних и молодежи
-
Задачи, решаемые в рамках данного направления:
-
развитие эффективных стратегий поведения, способствующих обретению ответственности за свою собственную жизнь;
-
приобретение уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизация проявлений рискованного поведения;
Субъектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:
-
привлеченные специалисты другой ведомственной подчиненности (медицинские работники, работники правоохранительных органов и органов юстиции и т. д.);
прошедшие специальную подготовку волонтеры из числа родителей и учащихся, подростков и молодежи, других заинтересованных категорий населения;
-
учащиеся;
-
родители учащихся.
Объектами профилактического воздействия являются:
-
учащиеся;
-
семьи учащихся;
-
работники образовательных учреждений;
-
социальное окружение учащихся в сфере досуга.
Организационные формы деятельности по предупреждению ВИЧ-инфицирования :
-
фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, экология, ОБЖ, литература, математика, география, химия, обществознание;
-
классные часы;
-
консультации, организуемые для учащихся и родителей.