Разработка урока химии в 10 классе по теме «Многоатомные спирты» (программа О.С. Габриеляна).
Содержание: Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств, практическое использование. Биологическая роль этиленгликоля и глицерина.
Задачи урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению учебного материала о многоатомных спиртах;
создать условия для применения и коррекции знаний учащихся о строении и свойствах спиртов;
содействовать развитию химически грамотной речи учащихся, универсальных учебных действий при работе с информацией; при проведении, наблюдении и описании химического эксперимента.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Реактивы и материалы: этиленгликоль, глицерин, вода, растворы гидроксида натрия, сульфата меди(II), штатив с пробирками, фильтровальная бумага, стеклянная палочка.
Демонстрации: 1. Образцы этиленгликоля и глицерина.
2. Гигроскопичность глицерина.
Лабораторная работа. Ознакомление со свойствами глицерина. (Изучаются физические свойства и качественная реакция).
Домашнее задание:
- Выведите общую формулу предельных двухатомных спиртов.
- Почему простейший двухатомный спирт содержит два атома углерода, а не один?
- Расположите вещества в порядке усиления кислотных свойств: а) вода,
б) этиленгликоль, в) этанол, г) уксусная кислота. - С помощью какого реагента можно различить водные растворы этанола и этиленгликоля? Опишите визуальный эффект протекающей реакции.
- Какой объем этилена необходимо пропустить через избыток раствора перманганата калия, чтобы получить 12,4 г этиленгликоля, если его выход составляет 80% от теоретически возможного?