Ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Ефим Пивовар:
Проблема решается довольно просто. Во многих странах, где прием в вузы осуществляется по итогам тестов, есть специальные центры: экзамены сдают не в школах, как у нас, причем зачастую в соседних, – а именно в отдельных, подготовленных для сдачи экзаменов зданиях. В этих центрах можно решить и проблемы пользования мобильной связью.
Но, на мой взгляд, проблема еще и в том, что у нас ЕГЭ превратился в некую показательную систему – работы школы, муниципалитета, региона. От среднего балла ЕГЭ зависит оценка школы, отношение Минобрнауки к региону, муниципалитету; ЕГЭ включен в показатели оценки работы губернаторов.
Разумеется, плохо, что ЕГЭ сопровождается скандалами. Но, может быть, это в какой-то степени еще и результат более пристального внимания общества к теме. Ведь подобные случаи имели место и раньше. И, возможно, не стоит видеть в скандалах один негатив: по крайней мере, после них поиск решения обозначившихся проблем должен усилиться.
Я, к примеру, вообще сторонник того, чтобы по окончании школы выпускники сдавали экзамены по всем основным предметам. Вот я в свое время сдавал восемь экзаменов. Профориентация у нас сейчас слабая, недостаточная, и молодые люди не всегда отчетливо представляют себе, какую профессию выбрать. И тут было бы разумно вернуться к прежней системе получения аттестата зрелости, а не документа о сданных выпускником нескольких экзаменах.