На главнуюКарта сайтаНаписать письмо

От Минобрнауки требуют изменить систему ЕГЭ

От Минобрнауки требуют изменить систему ЕГЭОбщественная палата РФ выступила с резкой критикой и требованием серьезного реформирования системы ЕГЭ. Заявив, что сейчас экзамен «сложно назвать объективным и независимым», члены палаты предложили среди прочего разделить испытания на два уровня сложности, отделить учителей от организации ЕГЭ и вести в интернете видеотрансляцию каждого экзамена. И в Минобрнауки, и в Рособрнадзоре дали понять, что не считают требования реалистичными.

Во время экзаменационной кампании 2011 года в Общественной палате (ОП) проходила «горячая линия» для учеников и их родителей. «К нам поступило более 5 тыс. жалоб, четверть из них касалась организаторов экзамена, закрывавших глаза на использование мобильных телефонов и прочие виды списывания,- рассказала член комиссии ОП РФ по образованию Любовь Духанина.- Существующую сегодня процедуру ЕГЭ очень сложно назвать объективной и независимой». По итогам анализа поступивших жалоб члены палаты подготовили для Минобрнауки целый ряд предложений, которые в целом серьезно изменяют существующую систему госэкзамена. «Мы не просто повторяем очередной набор доводов — нам надо заставить власть принять необходимые изменения,- заявил глава комиссии ОП по образованию, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.- Через три недели состоится совещание комиссии при президенте по совершенствованию госэкзамена. В прошлом году мы предложили ряд рекомендаций, но теперь очевидно, что изменений должно быть больше и они должны оперативнее вступать в силу».

Первое, на чем настаивают общественники,- разделение ЕГЭ на два уровня сложности, обычный и продвинутый. «Есть неверное мнение, что ЕГЭ состоит из простых тестов, хотя это сложный экзамен с большой творческой частью,- сказал господин Кузьминов.- Проблема в том, что значительная часть выпускников просто не доходит до этого уровня. В школе большая часть времени уделяется подготовке к рутинной части экзамена». По мнению членов ОП, введение двухуровневого ЕГЭ поможет составить четкий рейтинг вузов, показав, абитуриентов какого уровня они хотят у себя видеть.

Другая идея общественников — сделать проведение ЕГЭ независимым от системы образования. Для этого экзамен надо проводить не в школах, а в каких-то других помещениях. Преподавателей на экзамене быть не должно вообще — вместо них должны быть независимые эксперты с контрактом, где четко прописаны обязанности и наказание за их невыполнение. «Учителя всю жизнь помогали детям, а теперь мы их ставим в позицию охранников, хотя они должны заниматься другим»,- заявил научный руководитель Института развития ВШЭ Исак Фрумин. Он напомнил, что госэкзамен в Казахстане проводится под контролем спецслужб — в частности, именно они хранят задания и доставляют их на экзамен. Также в рекомендациях палаты содержится пункт о видеосъемке каждого экзамена и прямой трансляции ее в интернет на сайты региональных управлений образования.

Чтобы сделать результаты экзамена более объективными, члены палаты предлагают объявлять минимальный проходной балл каждого экзамена еще в начале школьного учебного года, а не после сдачи ЕГЭ, как сейчас. «Когда ЕГЭ был экспериментом, то число «неудов» по математике достигало 20%, а сейчас не более 5%,- напомнил столичный уполномоченный по правам ребенка Евгений Бунимович.- Просто после экзаменов тотально химичат, чтобы был небольшой процент несдавших». «Раньше неучей выпускали из школы с тройкой, а теперь им помогают заниженным проходным баллом,- согласился ректор ВШЭ.- Хочется спросить министра образования Андрея Фурсенко: чего стоят ваши многочисленные инженеры, когда половина из них имеют низкий балл по математике и физике?»

Также в палате считают необходимым ввести дополнительный критерий учебы — средний балл за последние три-четыре года в школе. Это должно отсеять от вузов двоечников, которые каким-то образом получили высокий балл ЕГЭ. Кроме того, прозвучало предложение запретить апелляционным комиссиям снижать баллы при перепроверке спорной работы — по мнению членов палаты, эта норма прописана специально для того, чтобы сократить число жалоб.

В Рособрнадзоре отвергли обвинения в сознательном занижении проходных баллов и заявили, что готовы обсуждать с экспертным сообществом идею о переносе сроков их объявления. В вопросе апелляций ведомство отказалось менять точку зрения. «Если ты уверен, что работа неправильно оценена,- выходи с апелляцией. Но надо понимать, что работу переоценят,- заявил пресс-секретарь ведомства Сергей Шатунов.- Как можно запретить эксперту не замечать ошибок?» По его словам, статистика прошлых лет показывает, что примерно каждая третья апелляция удовлетворяется в сторону ученика.

«Общественная палата, конечно, может предлагать любые изменения, это их право,- заявил «Ъ» заместитель министра образования Максим Дулинов.- Нет никаких технических проблем в том, чтобы разделить экзамен на два или даже больше уровней. Но зачем это делать? Реальной цели я не услышал». Остальные предложения ОП господин Дулинов также назвал «технически возможными», но заявил о необходимости «сначала детально их проработать».

Источник >>>

Написать отзыв