Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, выступая на областном образовательном форуме в Калуге 27 августа, определил главные задачи, которые необходимо решить в ближайшие годы для создания конкурентоспособной системы образования, и наметил перспективы ее развития в будущем с учетом современных вызовов.
В первую очередь Ливанов обратил внимание на то, что российская система общего образования сейчас в целом отвечает всем международным требованиям. Он отметил, что Россия в мировых лидерах по доступности общего образования.
Вместе с тем он отметил, что одна из главных задач, которые в ближайшие годы необходимо решить – совершенствование системы раннего развития детей. В развитых странах дети проводят в школе на 25-30 процентов больше времени, чем российские школьники. Это связано с тем, что в России большее суммарное время каникул и праздников. В этих условиях необходимо “сделать акцент на развитие дошкольного и дополнительного образования детей в ближайшие годы”.
По мнению министра, необходимо преодолеть тенденцию к старению учительского корпуса. Для этого недостаточно повышения заработной платы, надо включать экономические механизмы привлечения молодых учителей в школу, причем рекрутировать не только выпускников педагогических вузов, но и классических университетов.
Среди других проблем названы межшкольные и межрегиональные различия по уровню образования. В ближайшие годы эти различия между сильными и слабыми школами также надо преодолеть. Один из путей – поддержка, а не закрытие малокомплектных сельских школ. Это будет делаться за счет развития дистанционных технологий образования и использования других экономических механизмов и нормативов для их поддержки.
Будут также доводить до конца инвентаризацию школьной инфраструктуры, чтобы дети учились в безопасных и комфортных условиях.
Еще одной главной задачей названо совершенствование содержания образования в школе. С одной стороны введены федеральные образовательные стандарты, с другой – они не совершенны в части оценки качества знаний, полученных учениками. Отсюда сложности с определением эффективной системы оплаты труда учителя.
Между тем, подчеркнул Ливанов, в части содержания и качества образования нужно развиваться с опорой на наши достижения и конкурентные преимущества. Среди дефицитов компетенций российских учеников одним из главных названо недостаточное знание иностранных языков.
Что же касается более отдаленных перспектив, то задачи школы в XXI веке коренным образом изменились, и это надо учитывать. Школа перестала быть главным источником знаний для учеников и социального опыта. Теперь ей предстоит стать координатором получения таких знаний и опыта. Именно здесь, считает Ливанов, и должна пригодиться сохраненная в стране система дополнительного образования.
Еще один вызов, который предъявляет современная экономика детям, – новый уровень технологической компетенции. Получив вполне приличные знания, дети не умеют их применять на практике. В этом Россия отстает от других стран, и чтобы преодолеть это отставание, необходимо вводить в школе уроки технического творчества, технического дизайна, проектирования, инжиниринга и так далее.