Духовно-нравственное воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы. А принцип системно-деятельностного подхода определяет воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Согласно современным подходам к воспитанию, мы стараемся в системе охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.
Мы также предусматриваем согласование деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Это совместная педагогическая деятельность семьи, школы, социума.
В школе организуем встречи учащихся с родителями-военнослужащими, посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны, привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий по изучению семейных традиций, родословных.
Хочется рассказать о нашей деятельности по теме «Родословие». Работа ведется более 10 лет. Это родительские собрания на темы: «Духовно-нравственное воспитание», «Мои корни»; практические занятия по составлению схемы родословного древа с родителями и детьми, написание проектов и сочинений, составление учениками генеалогического дерева своей семьи.
14 апреля на базе нашей школы прошел семинар по программе «Родословие». Были приглашены образовательные организации Свердловской области с этнокультурным компонентом, специалисты постоянного представительства республики Татарстан, специалисты Управления образования, заместитель председателя Уральского историко-родословного общества Э.А. Калистратова.
В программе семинара были выступления учащихся с проектами «Моя школа в истории», которые посвящены знаменитым выпускникам. Среди них ученый-филолог Мухамадиев М. Г., составитель «Трехтомного толкового словаря татарского языка», профессор УПИ Шагапов Р.Х., орденоносцы офицеры-участники боевых конфликтов 20 и начала 21 века в Афганистане и Северном Кавказе.
В.В. Сазонов показал участникам семинара возможности использования IT- технологий в составлении родословной.
Самым ярким моментом семинара был праздник «Шежерэ бэйрэм», что означает «Мое родословное древо». Здесь ученики и учителя выступали со своими проектами «Мой род в истории».
На родном языке презентовали проекты Хатмуллин А, Галимянова Г. «Моя родословная», «Мои знаменитые родственники». Проект «История рода Валиевых», презентовали ученики 4 класса Ярмиев Айнур и Валиев Руслан. Они являются в 4-м поколении братьями, у них общий прапрадед Валиев Кавый, участник Первой мировой и Гражданской войн. Также в роду у них 3 участника Великой Отечественной войны. А их папы – участники КТО на Северном Кавказе.
Интересные проекты «Мой род Бигэнэй», «Мин из рода Байшан». Были приглашены семьи из каждого рода, они демонстрировали свое мастерство. Семья Динеевых испокон веков славится как лучшие борцы по национальной борьбе «Курэш», играют на гармони. В роду «Байшан» много гармонистов, пимокатов, учителей. У многих была тяга к знаниям, были летчики в военное и мирное время.
Назиф Арсланов, в прошлом артист Свердловского театра оперы и балета, победитель конкурсов исполнителей татарской песни в РТ, исполнил свои песни.
Самое большое древо, с могучими ветвями и корнями – это династии рода «Бигэнэй». В этом роду было много репрессированных семей, прошедших тяжкие испытания голод, войну, но не сломлены были, а остались трудолюбивыми людьми. Схему родословной составил Муфазалов Динислам еще в середине 20 века, а мы, пользуясь ею продолжаем изучать своих предков. Мы -это 10-е поколение этого рода. Присутствующие на семинаре коллеги из Красноуфимского района также нашли на этой схеме предков – жителей своих поселений. На празднике было много музыкальных номеров. Ученики порадовали гостей фольклорными танцами, песнями.