Урок экологии «Дом, в котором мы живем»

Мыслить глобально, действовать локально»

Цель: Создать условия для достижения образовательных результатов.

Задачи: установление межпредметных связей между географией и биологией; установление связей в природных сообществах (комплексах) через пищевые цепи и сети; между деятельностью человека и средой обитания организмов.

Личностные: формирование экологического мышления, воспитания уважения к своей планете, стране, малой родине, гражданской позиции в деле охраны природы

Технология: работа в группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Дом, в котором мы живем», паспорт населенного пункта, фотографии растений и животных, карта Свердловской области, Урала.

Ключевые слова: экология, уровни изучения живой природы, уровни административного деления, пищевые цепи, пищевые сети, антропогенные факторы, экологические проблемы. Стихотворение уральской поэтессы Л. Татьяничевой «Когда говорят о России»

Ход урока

I.Подведение к теме, цели и задачам урока. На экране написаны уровни изучения живой природы и административного деления. Демонстрируется презентация «Дом, в котором мы живем»

Уровни

Живая природа

Административное деление

1.Биосфера

1.Мир

2.Экосистемы

2.Страны

3.Виды и популяции

3.Области, республики, края

4.Организмы

4.Районы

5.Клетки

5.Поселения

6.Молекулы

6.Мой дом

II. Изучение нового материала

Учитель: – Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. Чтобы любить свою Родину и гордиться, ее нужно знать!

в/ф «Неторопливое путешествие в долину р. Серга» либо мультимедийного диска «Оленьи ручьи»)

Лист самооценивания

этапов

Учитель: – Свердловская область – это часть нашей необъятной Родины, поэтому мы называем его малой родиной. Давайте вспомним географическое положение (ГП) Свердловской области. (Региональный компонент географии 8,10,11 класс)

Задание «Выбери правильный ответ. Вам на экране предлагается несколько вариантов ответа, вы должны выбрать верный. Учитель читает текст на фоне демонстрации слайдов

1.Свердловская область расположена: на севере, внутриконтинентально, ю-з, юге, на востоке, на западе России.

2.Площадь Свердловской области составляет: 506 тыс. км2, 800 тыс. км2, 195 тыс. км2.

3. Свердловская область входит в состав: Центрального экономического района, Уральского экономического района, Волго-Вятского экономического района.

4 Свердловская область расположена на материке: Австралия, Африка, Евразия

5.Протяженность Свердловской области с севера на юг: 545 км, 660км, 800 км.

6.Протяженность Свердловская области с запада на восток: 765 км, 560 км, 300 км.

7.Крайняя северная точка расположена : хребет Поясовый Камень,

8.Крайняя южная точка расположена : Артинском районе.

9.Крайняя западная точка расположена : к западу от пос. Н.Ирга.в Красноуфимском районе.

10.Крайняя восточная точка расположена в: д. Герасимовка Тюменской области.

Учитель : – Сегодня мы будем заполнять паспорт населенного пункта, работу с которым вы продолжите дома, и по результатам заполнения получите отметки. Итак, первый пункт «Откуда мы родом?».

Учитель: – Многие населенные пункты получили свое название по фамилиям основателей или по названиям прежних мест переселенцев. В состав нашего сельского поселения входит 13 населенных пунктов. Кленовское, Ключевая, Контуганово, Талица, Малиновый, Киселевка, Отевка, Накаряково, Сосновый Бор, Упея, Васькино, Атняшка, Старобухарово. «Кленовское сельское поселение» (используется литература о Н-серг. МР.) разгадаем кроссворд«Наши поселения».

Поселения на берегу реки Серга, (Н-Серги, В-Серги)

1. Поселение на берегу Пут, имеющее в название корень «КЛЕН».

2.Назовите бывшую деревню, названную в честь русских, заселившихся на р. Атняшка, в корне «РУС».

3.Какой населенный пункт основали марийцы, на одноименной реке?

4..Какое название носит один из самых первых населенных пунктов?

5.Как называется центральная усадьба ГУПа (совхоза)?

6..Какое поселение обосновали переселенцы из Татарии на берегу р. Бисерть?

7..Какое поселение основали татарские переселенцы на берегу реки Пут в 1774 году?

Учитель: Заканчиваем работу с картой. Обратите внимание, что пункт №5 и 6 паспорта вы заполните дома.

Учитель: – Рельеф наших мест в основном равнинный, изрезанный реками Пут, Бисерть, Уфа. Совокупность видов растений и животных, сложившихся в природе, образует естественные сообщества. Сообщества, созданные человеком, называются искусственными. Мы сейчас распределим перечень сообществ в пункте №3 паспорта. (Учитель читает текст).

1.Река Пут. 6.Разнотравный луг..

2.Накаряковский пруд. 7.Смешанный лес.

3.Березовая роща 4. Ельник. 5.Болото 9.Сосновый бор.

6.Поле, засеянное клевером.. 10.Пшеничное поле.

(Проверка записей. Естественные сообщества – 1,3,4,5,,7,9,8. Искусственные сообщества: 2,6,10).

Учитель – Почва – это плодородный верхний слой, на котором растут растения. А какие почвы у нас? Назовите типы почв нашего поселения,

Учитель

В любом сообществе (природном комплексе) существуют пищевые цепи – механизм передачи веществ и энергии.

Задание №1. Составьте пищевую цепь. (выполняют задание в паспортах). Дано: окунь, водоросли, щука, рачки. Пронумеруйте слова – 1) водоросли; 2) рачки; 3) окунь; 4) щука.

– Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10% от общей массы съеденного корма. То есть в пищевой пирамиде на следующий уровень переходит примерно 10% массы и энергии.

Задание №2. Составление пищевой пирамиды. Дано: растения, насекомые, лягушки, змеи, орел. Масса змей составляет 10кг. Составьте пирамиду чисел – правильный ответ на экране).

пищевая пирамида

 

Задание 3.Пищевые сети – это переплетения нескольких пищевых цепей, каждая из которых является как бы отдельным каналом, по которому передаются вещества и энергия. Пользуясь образцом, впишите в паспорт недостающие звенья пищевой сети

пищевая цепь

Учитель: – На уроке нам необходимо решить следующую проблему: «На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, откуда взялась эта напасть». Итак, ваши версии, почему так произошло – уничтожили комаров, а численность крыс резко увеличилась. (Учащиеся высказывают свои предположения)

Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попадали на растения. Ими питались тараканы, которые не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. И наступило раздолье для крыс, это принесло людям огромные убытки. Пришлось самолетом из других мест завозить кошек на остров. Только так удалось справиться с крысиной напастью. Всего этого могло и не случится, если бы жители острова, прежде чем применить ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами.

Учитель:Следующий пункт нашего паспорта – это население. Задание: построить диаграмму, используя данные численности населения в наших деревнях и отметить в паспортах названия деревень и сел с наибольшей и наименьшей численностью населения. 5.Внесите данные в таблицу).(Д.з.)

Учитель биологии: – Сейчас мы выберем правильные суждения для 1-го варианта и неправильные суждения для 2 –го варианта.

1.Высшим уровнем изучения живой природы являются экосистемы.

2.В Н-Сергинском районе преобладают каштановые и темно-каштановые почвы.

3.Смешанный лес является естественным сообществом.

4.Биогеография изучает неорганическую природу.

5.Река Пут и болото – это естественные сообщества.

6.Пищевая цепь – растения, лягушка, насекомые, цапля, лисица.

7.В пищевой пирамиде на каждый последующий уровень переходит примерно 10% биомассы и энергии.

8.Бактерии являются редуцентами – разрушителями.

(Правильные ответы: «+» ,3,5,7,8; «-» – 1,2,4,,6).

Учитель: – Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания. Мы все чаще видим примеры отрицательного воздействия человека на природу. А как решить экологические проблемы. Тренинговые задания.

1.Экологическая ситуация в нашем поселении. (Беседа на основе анализа информации).

Как яблоко на блюдце у нас Земля одна,

Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.

Не мудрено добраться до старых тайников,

Разграбить все богатство у будущих веков!

Учитель: – Почему мы назвали наш урок «Дом, в котором мы живем»? Что лично можем сделать мы для того, чтобы в нем царили чистота, красота и гармония?

Учитель

знал

Хотел узнать

Узнал

Учитель биологии: – Домашнее задание: завершить заполнение паспорта; построить диаграмму, используя данные численности населения в наших деревнях и отметить в паспортах названия деревень и сел с наибольшей и наименьшей численностью населения.

Когда говорят о России

Я вижу свой синий Урал

Как девушки, сосны босые,

Сбегают с заснеженных скал

В лугах, на ковровых просторах

Среди плодоносных полей

Лежат голубые озера

Осколками древних морей

Богаче, чем краски рассвета.

Светлее, чем звездный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем все это вбирала

Свой край полюбив навсегда,

Но главная сила Урала-

В чудесном искусстве труда.

Литература

1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию», 9 класс. Москва: «Дрофа» 2005.

2.Прекрасно каждое мгновенье. Нижнесергинский район. Екатеринбург. «Квадрат» ,2005.

3. Мы частица твоя, Россия, Нижнесергинская земля! Екатеринбург. «Квадрат» ,2011.

4. Милые зеленые горы. Д. Н. Мамин-Сибиряк

5.Гимн Нижнесергинского района.

Приложение 1.

Этапы урока. Лист самооценивания

этапов

Этапы работы

Время (мин)

Баллы

(макс)

1

Вспомни и запомни

10

6

2

«Откуда мы родом» заполняем паспорт (сельского поселения)

3

1

3

«Наши поселения». Кроссворд.

3

7

4

Природные сообщества.

4

2

5

Выполнение заданий. «Экологическая пирамида»

10

3

6

Локальные экологические проблемы. Тренинговые задания

7

3

7

Рефлексия. Самооценивание.

3

22

Паспорт (сельского поселения Кленовское) д. Васькино,

Н-Сергинского МР Свердловской области

1.Происхождение названия д.Васькино. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Населенные пункты Кленовского сельского поселения:

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

6._____________________________________________

7._____________________________________________

3.Типичные природные сообщества:

естественные __________________________; искусственные _________________________

4.Типы почв (впишите недостающие слова):

___________________________________________________

5.Флора (растительность) и фауна (животный мир) района:

Флора (растительность)

фауна (животный мир)

 

Презентация к уроку. Скачать >>> (.ppt   2,6 MB)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.