Учащиеся школы имеют право на:
* получение бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
* обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану, ускоренный курс обучения;
* свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
* бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы;
* получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
* участие в управлении школой в формах, определенных Уставом школы;
* уважение своего человеческого достоинства;
* свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
* добровольное вступление в общественные организации;
* условия обучения, гарантирующие охрану жизни и здоровья обучающегося.
Каковы типичные нарушения прав учащихся?
В качестве наиболее типичных нарушения прав учащихся в школе можно выделить следующие:
1. Игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:
– неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
– пренебрежение основополагающим понятием прав человека “достоинство человека” (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);
– представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить “нечто” по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
– пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения;
– государственная типовая школа остается основным местом образования;
– не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественное образования);
– распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).
2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство
– физическое насилие;
– психологическое, психическое насилие;
– система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
– выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
– отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет;
– перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.
Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.
Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.
Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое.
Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:
– открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
– оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
– угрозы в адрес ребенка;
– преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
– предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
– ложь и невыполнение взрослым обещаний;
– однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение интересами ребенка – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
3. Наносится вред здоровью ребенка
Проявления:
– расписание не соответствует нормам валеологии;
– сверхнормативное увеличение учебного плана;
– проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день;
– большие объемы домашних заданий;
– у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).
4. Отсутствие возможности участия в соуправлении учебным заведением.
– Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.
Важная информация
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав правительства Свердловской области
6230031 г.Екатеринбург пл.Октябрьская,1.
Сайт: www.kdnzp.midural.ru
Власов Владимир Александрович — заместитель председателя Правительства Свердловской области по социальной политике — председатель комиссии
Телефон (343) 371-82-00, (343) 362-17-03
Аппарат уполномоченного по правам человека в Свердловской области
620000, г.Екатеринбург, ул. Горького, дом 21/23, (вход со стороны Почтового переулка — это рядом с Почтамтом), «восточный подъезд», 2 этаж
Сайт: www.ombudsman.midural.ru
Телефон: (343) 217-88-81
Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Свердловской области
г.Екатеринбург ул.Московская, 2
Сайт: www.prokuratura.ur.ru
Телефон: (343) 362-54-33, (343) 362-63-76
Нижнесергинский муниципальный район
Учреждение | Ответственное лицо | Телефон |
Прокуратура Нижнесергинского района г. Нижние Серги, ул.Титова,81 |
Овчинников Сергей Геннадьевич, прокурор | 2-14-29 |
Нижнесергинский районный суд г. Нижние Серги, ул.Титова,81 |
Савичева Любовь Ивановна, председатель суда | 2-12-69 |
Администрация Нижнесергинского МР г. Нижние Серги, ул.Титова,39 |
Екенин Александр Николаевич, заместитель главы администрации НИжнесергинского МР | 2-16-13 |
Территориальная комиссия Нижнесергинского района по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Нижние Серги, ул.Титова,39 |
Коновалов Андрей Вениаминович, председатель. | 2-19-84 |
Управление образования г. Нижние Серги, ул. Титова,39 |
Алексеев Алексей Владимирович, начальник | 2-10-162-13-61 |
Управление социальной защиты населения по Нижнесергинскому району ул.Федотова, 17 |
Конев Сергей Викторович, начальник | 2-72-06 |