На главнуюКарта сайтаНаписать письмо

Итоговая аттестация учащихся по химии

Экзамен по химии за курс основного общего и среднего (полного) общего образования является экзаменом по выбору.

В 2010-2011 учебном году учащиеся 9 класса могут выбрать прохождение итоговой аттестации по химии в форме:
экзамен по билетам;
собеседование;
тестирование (задания составлены на основе КИМ ГИА 2010 года, разработанных ФИПИ).

Комплект билетов, составлен на основе примерных билетов для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов ОУ РФ (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.01.2007 г. № 01-14/08-01).

Структура билета позволяет подключить к определению его содержания и самих учащихся; билеты состоят из заданий двух блоков:

1-й, базисный блок – содержит один теоретический вопрос, ориентированный на проверку сформированности у выпускников:

• основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, химическая связь, вещество, реакция, классификация веществ и реакций, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель;

• умений:

• характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и строения их атомов;

• устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ;

• классифицировать вещества и химические реакции;

• характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений;

• объяснять сущность реакций ионного обмена и реакций окислительно-восстановительных.

2-й, надстроечный блок – включает в себя один практико-ориентированный вопрос, форму которого выбирает сам экзаменуемый сообразно своим желаниям и возможностям. На выбор учащимся предлагаются задания двух типов:

• химический эксперимент;

• расчетная задача.

Экспериментальные задания, предлагаемые на экзамене:
получите и соберите аммиак (или водород, или кислород), докажите его наличие;
получите гидроксид цинка (или алюминия), проведите реакции, подтверждающие его свойства;
распознайте соль указанной кислоты кислоты среди трех выданных растворов солей;
в двух пробирках находятся растворы веществ А и Б, установите, в какой пробирке содержится вещество А;
проведите реакции, характеризующие химические свойства указанного неорганического вещества;
распознайте с помощью характерных реакций каждое из трех предложенных веществ, выданных в виде растворов;
проведите реакции, подтверждающие качественный состав указанного неорганического вещества;
проведите реакции, позволяющие осуществить следующие превращения: растворимая соль — нерастворимое основание — оксид металла;
вам выдана поваренная соль, загрязненная речным песком; составьте план разделения данной смеси, выделите чистую поваренную соль из смеси;

Типы расчетных задач:
Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции (исходного вещества) по массе (объему, количеству) исходного вещества (продукта реакции).
Вычисление объемных отношений газов.
Вычисление по уравнениям реакций, если взят раствор с определенной массовой долей растворенного вещества.
Вычисление по уравнениям реакций, если исходное вещество содержит примеси.
Вычисление по уравнениям реакций выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного.

Примеры вторых заданий в билетах:

1 уровень (отметка «3») 2 уровень (отметка «4») 3 уровень (отметка «5»)
Вычислите количество водорода, которое может выделиться при взаимодействии 0,05 моль магния с достаточным количеством серной кислоты. Вычислите объем водорода, который может выделиться при взаимодействии 0,05 моль магния с достаточным количеством серной кислоты. Вычислите объем водорода, который может выделиться при взаимодействии 1,2 г магния с достаточным количеством серной кислоты.
Используя предложенное оборудование, реактивы и методику эксперимента, распознайте с помощью характерных реакций каждое из предложенных веществ, выданных в виде растворов: гидроксид калия, серная кислота, сульфат калия. Используя предложенное оборудование и реактивы, распознайте с помощью характерных реакций каждое из предложенных веществ, выданных в виде растворов: гидроксид калия, серная кислота, сульфат калия. Распознайте с помощью характерных реакций каждое из предложенных веществ, выданных в виде растворов: гидроксид калия, серная кислота, сульфат калия. Выбор реактивов и оборудования осуществите самостоятельно. Обоснуйте свой выбор.