Разработка урока химии в 10 классе по теме «Строение, классификация, изомерия, номенклатура спиртов и фенолов» по программе Габриеляна О.С.
Тип урока: семинар.
Содержание урока: Спирты и фенолы. Атомность спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярность связи О–Н. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Спирты первичные, вторичные, третичные. Номенклатура спиртов. Смещение электронной плотности связи в гидроксильной группе под вилянием заместителей в углеводородном радикале.
Цель урока: создать условия для отработки знаний и умений учащихся по теме “Строение, классификация, изомерия, номенклатура спиртов и фенолов”.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, модели молекул спиртов.
Учащиеся готовятся к семинару по вопросам, выданным на предыдущем уроке.
Вопросы для подготовки к семинару “Физические свойства спиртов и фенолов”:
- Рассмотрите электронное строение гидроксильной группы. На каком из атомов имеется избыток электронной плотности, какие атомы несут частичный положительный заряд?
- Установлено, что атом кислорода гидроксильной группы находится в состоянии sp3-гибридизации. Как это отражается на геометрии молекулы?
- Какую связь называют водородной? Между какими атомами она возникает? Как водородная связь обозначается при написании формул соединений? Какие неорганические вещества способны образовывать межмолекулярные водородные связи?
- Как отражается способность спиртов к образованию водородных связей на физических свойствах этого класса соединений: температуре кипения, растворимости в воде, растворяющей способности?
- Как влияет на физические свойства спиртов увеличение числа атомов углерода в углеводородном радикале?
- Каковы физические свойства фенола? Расскажите о мерах предосторожности при работе с этим веществом.