http://babynet.ru/zdorove/vzglyad/3.html

Кому из нас не приходилось слышать, как родители поучают своих детей: “Переложи карандаш из левой руки в правую”, “Держи ложку правой рукой”. Такие замечания обычно не вызывают удивления. Ведь считается, что правильнее, целесообразнее важнейшие и самые точные движения выполнять правой рукой, левой же – отводится второстепенная роль. Нужно ли тренировать лишь одну руку? Правильно ли, что доминирующей рукой должна быть правая?

Левая или правая? Это предусмотрено природой

Ведущая роль в нервной системе принадлежит большим полушариям головного мозга, которые тесно связаны одно с другим. В правом полушарии размещены нервные центры левых конечностей, в левом центры правых конечностей. При этом одно из больших полушарий считается доминирующим. Поскольку у большинства людей преимущественно развиты правые рука и нога, то левое полушарие у них и доминирует. Здесь размещен ряд важных нервных центров, в том числе центры речи. Статистика свидетельствует, что количество левшей на земном шаре, по данным разных авторов, составляет от 2 до 8%, 90-91% правшей, а остальные – амбидекстры, то есть те, кто одинаково владеют обеими руками.

Как известно, у людей, которые лучше владеют правой рукой, правая половина тела физически развита лучше. Вместе с тем, у левшей – лучше развита левая половина.

В наше время многие ученые допускают, что дети рождаются с каким-то одним доминирующим полушарием мозга. В подавляющем большинстве случаев им является левое полушарие. Однако полного согласия у исследователей относительно этого нет. Среди детей достаточно часто встречаются такие, которые предоставляют преимущество левой руке. Они левой тянутся к игрушке, подрастая, берут ложку в левую руку, лучше прыгают на левой ноге. С возрастом у них развивается и правая рука, но, как правило, до конца жизни более ловкой остается левая.

Ничего плохого в преобладании левых конечностей нет. Это никоим образом не является изъяном. Такие дети в интеллектуальном отношении нисколько не отстают от своих ровесников. Как известно, левшой был гениальный итальянский художник Леонардо да Винчи. Много левшей среди архитекторов, артистов, спортсменов.

У вас особенный ребенок!

Доминирование левой руки создает некоторые проблемы в социальной адаптации детей. Ведь все, начиная с бытовых товаров и заканчивая разными сложными устройствами, пультами рассчитано на правшей. С преобладанием левой руки связан ряд проблем и сугубо медицинского характера. Да, у левшей немного чаще, чем у правшей, могут наблюдаться разные аномалии строения и расположения внутренних органов. Об этом должны знать хирурги и терапевты. У левшей своеобразной бывает клиника многих нервно-психических заболеваний. Много практически здоровых таких людей отличаются большим размахом и цикличностью эмоциональных колебаний.

Иногда врачи сталкиваются с невротическими состояниями у детей-левшей в возрасте 6-8 лет. Какая же причина этого состояния? Иногда такого рода состояния становятся реакцией на насмешки ровесников, которые с большим упрямством преследуют своих товарищей-левшей. Некоторые дети-левши часто переживают свою необыкновенность, замыкаются в себе, избегают контактов с друзьями и однолетками.

Стоит ли переучивать ребенка?

В школах педагоги младших классов упрямо переучивают левшей школьников. Делается это, конечно, из наилучших побуждений – зачем ребенку выделяться и быть мишенью для насмешек? К этому процессу подключаются и родители, иногда используя “дедовские” методы – дома во время подготовки письменных заданий привязывают левую руку ребенка к туловищу. К чему это ведет? У многих детей такое насильственное переобучение способствует усилению раздражения, несдержанности, кроме того, ухудшается сон, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи ребенок кричит, плачет, зовет маму. В отдельных случаях может даже наблюдаться заикание. В школе такой ребенок отстает от ровесников в исполнении письменных заданий – пишет медленно, с пропусками букв и слогов, некрасивым почерком с наклоном букв влево. Отсутствие успехов ведет к тому, что у школьника-левши исчезает желание учиться, о письме он вспоминает с отвращением, утром от мысли о необходимости идти в школу у него ухудшается настроение.

Большинство переученных детей через полгода – год овладевают навыками писать правой рукой, и острота невротических переживаний постепенно сглаживается, однако все это не проходит бесследно. В письме “переквалифицировавшиеся” левши никогда не достигают того совершенства, как при письме левой рукой, делают ошибки, типичные для таких детей.

Переученные дети всю жизнь дублируют те автоматизированные программы мозга, которые лежат в основе письма, – сначала эта программа воспроизводится в правом, доминирующем полушарии, впоследствии переносится на левое полушарие, которое координирует движения правой руки, то есть необходимый навык осуществляется неэкономно, с избыточными расходами.

Как и в каком возрасте можно определить, правая или левая рука будет доминировать у ребенка?

Проблема переобучения детей решалась бы намного легче, если бы идентификация левши могла осуществляться на более ранних этапах развития ребенка.

Известно, что у большинства детей в 2,5-3 месяца теряются рудиментарные рефлексы новорожденного. Это целый ряд рефлексов, которые свидетельствуют о состоянии нервной системы новорожденного ребенка. Со временем, когда нервная система совершенствуется и созревает, они исчезают, заменяясь новыми, более совершенными, которые станут необходимыми для игровой и познавательной деятельности. Ученые исследовали, что исчезновение рудиментарных рефлексов происходит не одновременно с правой и левой стороны. У будущих левшей эти рефлексы выражены больше и теряются позже на правой руке, а правшей – на левой. Поэтому, тщательное наблюдение вашего врача (ведь оценивать состояние рефлексов нужно систематически) может вам дать ответ “левша ваш ребенок или правша” уже в возрасте 3-4 месяцев.

Помощью в решении вопроса, какая же рука доминирует у вашего малыша, может стать анализ определенных семейных случаев. Если кто-то из родственников в первом или втором поколении был левшой, то ваш малыш может получить эту способность.

Таким образом, диагностика сравнительно простая, а своевременность ее проведения позволит решить ряд медикосоциальных проблем, которые связаны с доминированием левой руки.

У школьников для количественной оценки доминирования правой или левой руки используют тест:

Какой рукой вы пишете?
Какой рукой бросаете камень, мяч?
Какой рукой держите ракетку для игры в теннис, бадминтон?
Какой рукой зажигаете спичку?
Какой рукой режете ножницами?
Какой рукой вставляете нить в иглу?
Какой рукой режете хлеб?
Какой рукой причесываетесь?
Какой рукой держите молоток?
Какой рукой держите зубную щетку?
Какой рукой откручиваете колпачок тюбика с зубной пастой?
Какой рукой открываете двери?

Ответы и оценка их в баллах: любой 0; только правой +2; чаще правой +1; только левой -2; чаще левой -1.

Общая сумма баллов, полученных при тестировании: +24 (выраженное доминирование правой руки) до -24 (выраженный левша). В оценке результатов можно пользоваться такой шкалой: 1) правша – от +24 до +9 баллов; 2) амбидекстрия – от +8 до -8 баллов; 3) левша – от -9 до -24 баллов.

Стоит отметить, что эта шкала относительна, и в условиях активного переобучения часть левшей будет переходить в группу амбидекстров и слабоправшей. Поэтому этот тест должен дополняться вопросами о том, не было ли в детстве переобучения обследуемого с левой руки на правую. Кроме того, обязательно нужно выяснить, нет ли левши среди его близких родственников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.