Разработка урока физики в 10 классе по теме «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории» по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского (классический курс) с компьютерной презентацией.
Содержание: Идеальный газ – упрощенная модель реального газа. Границы применимости модели идеального газа. Средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул. Давление газа. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.
Задачи урока: сформировать понятие о физической модели “идеальный газ”;
на основе молекулярной физики вывести основное уравнение МКТ идеального газа;
показать статистический характер полученного закона.
Ход урока:
Наука формирует законы для моделей, и если стоит задача изучить поведение газа, то надо сначала построить его модель. В физике используется модель “идеальный газа”.
Работа по учебнику. Учащиеся находят и выписывают основные характеристики модели “идеальный газ”.
Вопросы: 1). Зачем строят модель газа?
2). Как объясняется давление газа с помощью модели “идеальный газ” и на основе положений молекулярно-кинетической теории?
Формируется учебная проблема урока: получить закон, объясняющий давление газа на основе положений МКТ.
Исходные положения: 1). модель газа – идеальный газ;
2). ввиду хаотичности движения частиц нет выбранного направления, т.е. в среднем число частиц по любому направлению системы координат одинаково;
3). состояние газа (микропараметры) одинаково во всех его частях;
4). давление определяется числом соударений частиц газа со стенками сосуда.
Вывод основного уравнения МКТ. Вводится понятие о средней кинетической энергии движения частиц газа.
Вопросы: 1). Почему полученный закон называют статистическим?
2). Применимо ли это уравнение для одной частицы газа?
3). Какие следствия в поведении газа можно предсказать на основе этого закона?
Решение задач.