Урок-обобщение по теме "Органические вещества"

Обобщающий урок по теме “Органические вещества” в 9 классе

Урок-обобщение по теме "Органические вещества"Разработка обобщающего урока по теме “Органические вещества” в 9 классе.

Задачи урока:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы «Органические вещества»;
  • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в учебном материале;
  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, вопросы, предлагать пути их решения;
  • содействовать развитию у детей умений общаться.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Предметно-информационная составляющая

Иметь представление:

*о природных и синтетических органических веществах;

*о гомологии и изомерии;

*о генетической взаимосвязи классов органических соединений.

Знание:

*формул алканов (С1–С4), этилена, метанола, этанола, глицерина, уксусной кислоты, глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы, ПЭ, их свойств, получения (нахождения в природе), применения;

*классов органических веществ, общих формул, функциональных групп;

*общих принципов номенклатуры органических веществ.

Понимание:

*причин многообразия соединений углерода;

*влияния на химические свойства наличия кратной связи;

*ядовитости и губительного действия спиртов на организм;

*роли правильного питания и грамотного подхода к диетам.

Деятельностно-коммуникативная составляющая

Умение:

*определять классы органических веществ по общей формуле и наличию функциональных групп;

*составлять уравнения реакций, отражающих получение, свойства, применение изученных веществ;

*осуществлять качественные реакции на отдельные классы органических веществ;

*устанавливать ПСС между строением и свойствами вещества;

*проводить вычисления по формулам веществ и уравнениям реакций.

Владение правилами работы с лабораторной посудой и веществами.

Ценностно-ориентационная составляющая

Понимание диалектического единства неорганической и органической химии;

*проблемы «пивного» алкоголизма среди подростков.

Оценивание значимости кратной связи в молекуле;

*роли правильного питания.

Проявление:

*самостоятельности в работе;

*способности к самоанализу, самодиагностике;

*готовности занять активную экологически целесообразную позицию.

Примерная структура урока:

№ этапа

Наименование этапа

Примерное время

1

Организационный

1’

2

Терминологическая разминка

5’

3

Упражнение в классификации веществ

5’

4

Упражнение в номенклатуре веществ

4’

5

Упражнение по составлению уравнений реакций

5’

6

Упражнение в идентификации веществ

12’

7

Тестирование

5’

8

Анализ тестов

2’

9

Подведение итогов

1’

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Терминологическая разминка. Общеклассная работа.

1)      Органическая химия

2)      Изомеры

3)      Гомологи

4)      Углеводороды

5)      Мономер

6)      Реакция гидратации

7)      Реакция дегидрирования

  1. Классификация веществ. Общеклассная работа.

1)      На какие группы делят органические вещества?

2)      Какие классы углеводородов мы знаем?

3)      Какие классы ФП углеводородов мы знаем?

4)      Практикум. Определить принадлежность веществ к конкретным классам органических соединений и указать находится это вещество в природе или его получают искусственно. Учащимся демонстрируются формулы веществ.

  1. Практикум. Конструирование. Групповая работа.

Составить модель молекулы этана.

Составить модель молекулы 2–метилпропана.

Составить модель молекулы, имеющей такой же состав как и 2–метилпропан, но другое строение.

5. Практикум. Уравнения реакций. Групповая работа.

Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. Укажите условия протекания реакций. Назовите все вещества в цепочке.

С2Н6 → С2Н4 → полиэтилен

 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. Укажите условия протекания реакций. Назовите все вещества в цепочке.

 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. Укажите условия протекания реакций. Назовите все вещества в цепочке.

СН4 → СО2 → С6Н12О6 → С2Н5–ОН → С2Н4

6. Практикум. Идентификация органических веществ.

Групповая работа.

Группа № 1.

С помощью имеющихся реактивов определите, содержится ли белок в бульонном кубике.

Группа № 2.

С помощью характерной реакции определите в каких из выданных продуктов питания содержится крахмал. (хлеб, маргарин, рис, колбаса, мука, овсяные хлопья).

Группа № 3.

С помощью универсальной индикаторной бумаги определите рН раствора мыла. Объясните результат. Можно ли шерстяные и шелковые изделия стирать мылом?

Группа № 4.

Как отличить растительное масло от минерального (машинного)?

7. Тестирование

Тест «Органические вещества»

Вариант № 1

1. Углеводороды этиленового ряда имеют общую формулу:

а) СnН2n+2;          б) СnН2n+1;           в) СnН2n;             г) СnН2n–2.

2. Вещества, молекулы которых имеют одинаковый элементный состав, но различное химическое строение, называют:

а) гомологами;                     б) изомерами;            в) углеводородами;             г) аналогами.

3. Гидратацией этилена можно получить:

а) уксусный альдегид;                          б) метиловый спирт;

в) уксусную кислоту;                           г) этиловый спирт.

4. Водные растворы уксусной кислоты, этилового спирта и глицерина можно различить с помощью:

а) гидроксида меди (II);                  б) аммиачного раствора оксида серебра;

в) бромной воды;                             г) раствора гидроксида натрия.

5. Дана цепочка превращений:

CH3—COOH → X → H2N—CH2—COOH;

Вещество X называется:

а) уксусный альдегид;                         б) этиловый спирт;

в) уксусноэтиловый эфир;                 г) хлоруксусная кислота.

6. Сахароза является:

а) моносахаридом;                             б) дисахаридом;

в) полисахаридом;                              г) аминокислотой.

 

Тест «Органические вещества»

Вариант № 2

1. Предельные углеводороды имеют общую формулу:

а) СnН2n+2;          б) СnН2n+1;           в) СnН2n;             г) СnН2n–2.

2. Укажите формулы пары веществ, являющихся гомологами:

а) СН3ОН и С2Н5OH;                         б)  СН3—СН3 и СН2=СН2;

в) СН3—С          и Н—С                     г)  СН2—СН2 и СН2—СН—СН2.

3. Этиловый спирт можно получить:

а) гидратацией ацетилена;              б) окислением уксусного альдегида;

в) гидрированием этилена;            г) гидратацией этилена.

4. Этилен и этан можно различить с помощью:

а) бромной воды;                             б) концентрированной азотной кислоты;

в) свежеосажденного осадка гидроксида меди (II);

г) все приведенные выше ответы верны.

5. Дана цепочка превращений:

Вещество X называют:

а) этилен;          б) этиловый спирт;           в) хлорэтан;         г) ацетилен.

6. Какое из определений наиболее точно?

Жиры представляют собой…

а) сложные эфиры высших карбоновых кислот;

б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот;

в) сложные эфиры трехатомного спирта глицерина;

г) сложные эфиры глицерина и высших предельных карбоновых кислот?

 

8. Анализ ответов учащихся.

9. Подведение итогов урока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.