На главнуюКарта сайтаНаписать письмо

Прогнозы развития образования

Гайдаровский форум16 — 19 января 2013 года в рамках Гайдаровского форума состоялась международная конференция «Россия и мир: вызовы интеграции», где были обсуждены и проблемы образования.

В России началась миграция населения из городов в деревню, что требует новой политики расселения. А здравоохранение стоит на пороге новых открытий, которые изменят подходы к лечению и финансированию разных групп населения, особенно инвалидов, онкологических больных и пациентов с редкими болезнями.

В школах в ближайшее время могут быть введены дополнительные обязательные предметы, связанные с музыкальной и художественной подготовкой. В них появится больше психологов и воспитателей.

Обучение в вузах тоже трансформируется — частично перейдет в Интернет, где лучшие университеты мира будут стабильно размещать полноценные лекционные курсы и программы, вести семинары и аттестовать студентов. Российские же вузы и университеты дифференцируют обучение: в их составе появятся колледжи с двухгодичной программой «младшего бакалавриата».

Эти и другие долгосрочные тенденции зафиксировали в дискуссии «Конкуренция за человека» в третий день Гайдаровского форума вице-премьер Ольга Голодец, ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Владимир Мау.

По словам директора Института социального анализа и прогнозирования Татьяны Малевой, успех экономического развития не только России, но и всех стран будет зависеть от баланса государственных ресурсов, рынков и благополучия семей. «И весь мир сейчас в поисках такого баланса», — задала она тон дискуссии.

Ольга Голодец продолжила: выиграют те страны, которые с наибольшей точностью предсказывают социальные ожидания общества. И путь к экономическому успеху — заранее вычислить и просчитать эти ожидания. Вице-премьер перечислила несколько направлений, которые, по ее мнению, уже следует начать «считать» российскому правительству и экспертному сообществу.

Первое — это слабая, но уже начинающаяся «разгрузка» мегаполисов. «Все больше людей стремится к чистому воздуху, качеству продуктов, эти тенденции будут доминировать, и на них надо уже сейчас чутко реагировать регионам», — пояснила Голодец.

По ее мнению, недальновидно, когда губернаторы позволяют умирать небольшим поселкам на 50 жителей и даже малым городам с 20 тысячами жителей, обосновывая это экономической целесообразностью.

«Уже через 10-20 лет эти десятки тысяч населенных пунктов могут быть востребованы, угадать это с тем, чтобы их сохранить — важная задача», — предупредили Ольга Голодец.

По ее словам, уже сейчас в России заметно проявляется хуторное расселение. Это требует от властей оригинальных решений для создания инфраструктуры: медицинского обслуживания, школьного образования.

Что касается здравоохранения, которое сегодня развивается гораздо быстрее, чем остальные отрасли, то здесь должны решаться две прикладные социальные задачи, особенно важные для России. Рост продолжительности жизни и сокращение смертности.

На эти показатели, по словам Голодец, с одной стороны, будет влиять раннее выявление болезней с помощью диспансеризации населения, а с другой — применение высокотехнологичной медицинской помощи инвалидам, людям с онкологическими и сложными заболеваниями. «Тема эта счетная и, главное, финансово решаемая», — обнадежила Ольга Голодец.

Коренным образом будет меняться образование. Этой теме участники посвятили львиную долю времени. По мнению Ольги Голодец, в современном информационном мире ребенок 3-5 лет чувствует себя более свободно, чем преподаватель. И поэтому главный вызов — расширить сферы школьного образования, развить у ученика как можно больше способностей, навыков и возможностей, что, с точки зрения конкуренции, ставит человека совсем в другой ряд. «Акцент надо делать не только на русский язык и математику, но и на обязательные дополнительные предметы, дающие понимание цвета, звука, разной палитры жизни», — пояснила Голодец и привела неожиданный пример. В китайских общеобразовательных школах, по ее словам, с недавних пор ввели обязательный предмет — обучение игре на музыкальных инструментах. «Это не значит, что такой человек будет играть в оркестре, но он быстрее, чем кто-либо другой, создаст айпад», — заметила Голодец. Увязать школьную программу дополнительного образования с общими предметами — вызов времени, добавила вице-премьер.

Что касается высшего образования, то ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов спрогнозировал в перспективе «вытеснение» отечественных институтов иностранными. Причем в глобальном масштабе «университетами из Сети». «Уже сегодня Гарвард выкладывает версии лекций онлайн, — сказал он. — А вскоре каждая страна сможет опираться не на национальные образовательные системы, а на глобальную. Тем более к 2020 году Интернет преодолеет языковой барьер и полностью решит проблему массового перевода с иностранного.

Написать отзыв