16 – 19 января 2013 года в рамках Гайдаровского форума состоялась международная конференция «Россия и мир: вызовы интеграции», где были обсуждены и проблемы образования.
В России началась миграция населения из городов в деревню, что требует новой политики расселения. А здравоохранение стоит на пороге новых открытий, которые изменят подходы к лечению и финансированию разных групп населения, особенно инвалидов, онкологических больных и пациентов с редкими болезнями.
В школах в ближайшее время могут быть введены дополнительные обязательные предметы, связанные с музыкальной и художественной подготовкой. В них появится больше психологов и воспитателей.
Обучение в вузах тоже трансформируется – частично перейдет в Интернет, где лучшие университеты мира будут стабильно размещать полноценные лекционные курсы и программы, вести семинары и аттестовать студентов. Российские же вузы и университеты дифференцируют обучение: в их составе появятся колледжи с двухгодичной программой “младшего бакалавриата”.
Эти и другие долгосрочные тенденции зафиксировали в дискуссии “Конкуренция за человека” в третий день Гайдаровского форума вице-премьер Ольга Голодец, ректор НИУ “Высшая школа экономики” Ярослав Кузьминов, ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Владимир Мау.
По словам директора Института социального анализа и прогнозирования Татьяны Малевой, успех экономического развития не только России, но и всех стран будет зависеть от баланса государственных ресурсов, рынков и благополучия семей. “И весь мир сейчас в поисках такого баланса”, – задала она тон дискуссии.
Ольга Голодец продолжила: выиграют те страны, которые с наибольшей точностью предсказывают социальные ожидания общества. И путь к экономическому успеху – заранее вычислить и просчитать эти ожидания. Вице-премьер перечислила несколько направлений, которые, по ее мнению, уже следует начать “считать” российскому правительству и экспертному сообществу.
Первое – это слабая, но уже начинающаяся “разгрузка” мегаполисов. “Все больше людей стремится к чистому воздуху, качеству продуктов, эти тенденции будут доминировать, и на них надо уже сейчас чутко реагировать регионам”, – пояснила Голодец.
По ее мнению, недальновидно, когда губернаторы позволяют умирать небольшим поселкам на 50 жителей и даже малым городам с 20 тысячами жителей, обосновывая это экономической целесообразностью.
“Уже через 10-20 лет эти десятки тысяч населенных пунктов могут быть востребованы, угадать это с тем, чтобы их сохранить – важная задача”, – предупредили Ольга Голодец.
По ее словам, уже сейчас в России заметно проявляется хуторное расселение. Это требует от властей оригинальных решений для создания инфраструктуры: медицинского обслуживания, школьного образования.
Что касается здравоохранения, которое сегодня развивается гораздо быстрее, чем остальные отрасли, то здесь должны решаться две прикладные социальные задачи, особенно важные для России. Рост продолжительности жизни и сокращение смертности.
На эти показатели, по словам Голодец, с одной стороны, будет влиять раннее выявление болезней с помощью диспансеризации населения, а с другой – применение высокотехнологичной медицинской помощи инвалидам, людям с онкологическими и сложными заболеваниями. “Тема эта счетная и, главное, финансово решаемая”, – обнадежила Ольга Голодец.
Коренным образом будет меняться образование. Этой теме участники посвятили львиную долю времени. По мнению Ольги Голодец, в современном информационном мире ребенок 3-5 лет чувствует себя более свободно, чем преподаватель. И поэтому главный вызов – расширить сферы школьного образования, развить у ученика как можно больше способностей, навыков и возможностей, что, с точки зрения конкуренции, ставит человека совсем в другой ряд. “Акцент надо делать не только на русский язык и математику, но и на обязательные дополнительные предметы, дающие понимание цвета, звука, разной палитры жизни”, – пояснила Голодец и привела неожиданный пример. В китайских общеобразовательных школах, по ее словам, с недавних пор ввели обязательный предмет – обучение игре на музыкальных инструментах. “Это не значит, что такой человек будет играть в оркестре, но он быстрее, чем кто-либо другой, создаст айпад”, – заметила Голодец. Увязать школьную программу дополнительного образования с общими предметами – вызов времени, добавила вице-премьер.
Что касается высшего образования, то ректор НИУ “Высшая школа экономики” Ярослав Кузьминов спрогнозировал в перспективе “вытеснение” отечественных институтов иностранными. Причем в глобальном масштабе “университетами из Сети”. “Уже сегодня Гарвард выкладывает версии лекций онлайн, – сказал он. – А вскоре каждая страна сможет опираться не на национальные образовательные системы, а на глобальную. Тем более к 2020 году Интернет преодолеет языковой барьер и полностью решит проблему массового перевода с иностранного.