Задачи урока: Познакомить учащихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмов – техника «Граттаж»;
Выполнить тематическую работу на основе сюжетно – декоративной композиции;
Развивать творческие способности, ассоциативное мышление, воображение, умение импровизировать, моторику рук, координацию движений, глазомер;
Совершенствовать навыки рисования, гармонично сочетая разные техники работы;
Воспитывать патриотизм, аккуратность, эстетический вкус.
Оборудование и материалы: репродукции картин на военную тематику, презентация «9 мая», яйцо с разрисовкой по восковой поверхности – царапанка, работа учителя в технике «граттаж».
Для учащихся: альбом, цветные гелевые ручки, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, кисточки, воск, стеки для процарапывания, клей ПВА, поролон.
Первая часть урока. 1. Введение в тему урока.
Просмотр презентации «9 МАЯ», репродукций.
Литературный ряд:
Этот день особенный, желанный.
Солнце светит ярко в вышине.
День Победы — праздник долгожданный
Отмечается у нас в стране.
Но особенно он дорог ветеранам,
Слезы радости и боли в их глазах.
Не зажить никак душевным ранам,
И дрожат цветы у них в руках
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы не пришла победа в мае
Великого девятого числа.
Наша страна живёт в преддверии юбилея, посвящённого 65 летию Победы над фашисткой Германией. Вся страна живёт в ожидании великого праздника – праздника со слезами на глазах, потому что в нашей стране нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Несмотря на всю тяжесть этих лет, страна выстояла, люди выстояли.
2. Ассоциограмма (С чем ассоциируется этот день? Что приходит на ум?)
Какие традиции проведения 9 мая у нас в стране? У нас в школе?
На доске записываются ключевые слова, названные учениками.
3. Но прежде чем приступить к практической части, мы с вами продолжим знакомство с разными техниками нетрадиционного изображения. Одна из них называется «граттаж» или техника процарапывания по восковой бумаге.
Граттаж (фр., от «скрести, царапать») – способ выполнения рисунка острым инструментом (например, иглой) бумаги, картона, залитых тушью. При этом достигается чёткость и прозрачность изображения, недоступная перу или кисти (написать на доске, проговорить).
Техника процарапывания, которая в России называлась «рисованием по восковой прокладке», использовалась при украшении яиц к Пасхе. Разрисованные узорами, расписанные, крашеные куриные яйца называют писанками, крашенками и царапанками. Считалось, что такие расписные яйца – это признак благополучия, согласия.
Последовательность подготовки бумаги к тематической работе. Практическая работа.
Белый цвет бумаги закрасить цветными пятнами или затампонировать яркими цветами. Затем бумагу покрыть воском, парафином или свечой (затереть лист восковыми штрихами плотно друг к другу). Широкой кистью или губкой нанести слой гуаши несколько раз. Для плотности закрашивания можно приготовить такую смесь: в гуашь добавить немного шампуня (или мыла) и перемешать. Когда высохнет, наносится рисунок путём процарапывания спицей, острой палочкой до появления белого цвета. Получается похоже на гравюру.
4. Вторая часть урока. Практическая работа.
На сегодняшнем уроке вам предстоит выполнить работу на тему «Этих дней не смолкнет слава…». Что же мы сможем изобразить? Какой сюжет? В вашей работе будут присутствовать ключевые слова ассоциограммы. Повторить ключевые слова.
Победный салют в мае 1945 года был произведён из 1000 орудий, сопровождался подсветкой ночного неба перекрёстными лучами и пуском разноцветных ракет.
Что же мы можем увидеть в ночное время? Можем ли отличить цвета? Для того, чтобы увидеть цвет, нужен свет. Во время произведения залпа из пушек можно увидеть силуэты зданий, т.е. их освещённые части, можно увидеть кроны деревьев, лица людей. Так же во время боя в тёмное время суток можно было увидеть огонь, трассирующие пули и снаряды, взрывы и воронки. Так же можно было увидеть военную технику.
Так же происходит во время грозы ночью, когда сверкают молнии и внезапно становится очень светло. В этот момент мы можем различить ночью и предметы, и даже их цвет.
Самостоятельная работа учащихся, процарапывание.
5.Оформление работ для выставки. Мы изготавливаем паспарту. «Паспарту» – рамка.
6.Итог урока.
Просмотр наиболее удачных работ.
Что нового узнали на уроке?
Как называется новая техника работы? (граттаж)
Чей рисунок самый праздничный?
Чей рисунок самый аккуратный?
Какие трудности испытали на уроке?
Что бы ещё хотели выполнить при помощи этой техники?
Где можно применять новые знания?
Спасибо за работу. Уборка рабочего места.