1.Общая характеристика учреждения и условий его функционирования.
Учредителем МОУ СОШ д.Васькино является Управление образования Нижнесергинского муниципального района. Адрес: 623056 Свердловская область, Нижнесергинский район, д.Васькино, ул.Школьная 13, телефон (34398) 63-741. С февраля 2007 года школа имеет структурное подразделение «Детский сад» на 10 мест. Школа в д. Васькино была открыта после октябрьской революции в 1919 году. Обучение велось по арабскому алфавиту на татарском языке. С 1928 года обучение стали вести на латинском языке. Это были годы ликбеза, когда обучали вечерами всех взрослых до 40-летнего возраста. В 1946 – 47 гг. в школе училось 240 детей и примерно так было до 1980 года. С 1962 года школа стала восьмилетней. При ней открылся интернат, где жили дети с окрестных деревень: Накаряково, Сосновый Бор, Русиново. С 1964 года обучение, кроме родного языка, ведется на русском языке. С 1973 года Васькинская школа стала средней. В первом, 1975 года, выпуске было 23 ученика. 10 января 1994 года торжественное открытие новой двухэтажной школы с собственной электрокотельной. В 1996 году коллективом школы в качестве приоритетного направления выбрана «Экологическая культура», реализация которого призвано формировать экологический стиль мышления, т.е. применение экосистемной познавательной модели для решения самых разных проблем (в том числе и экологических). Число учащихся всего – 69, в том числе в 1 ступени -14, во 2-ой – 41, в 3-ей -14, число работников школы – 31, из них педагогов – 17. Школа находится в деревне с татарским населением. 15% родителей имеют высшее, 52% – среднее специальное, 20% – среднее общее, 8% – основное общее, 5% – неполное общее образование. Характеристика семей: полные – 70%, неполные – 30%, многодетные семьи -5, имеющие детей под опекой -3, имеющие детей-инвалидов -4, семьи группы риска -2, малообеспеченные – 20.
2. Образовательная политика.
Методическая тема школы в 2008-2009 учебном году «Реализация идеи межпредметной интеграции в современном образовании». Цель: развитие нравственной, гармонически развитой личности, способной к самообразованию. Приоритетные направления работы: Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся. Вовлечение учащихся в разнообразную творческую, исследовательскую деятельность. Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся. Развитие самообразовательной деятельности педагогов. Овладение и применение здоровьесберегающих педагогических технологий. Совершенствование методологической культуры оценивания деятельности педагогов и учащихся. Задачи школы: Усиление общекультурной направленности общего среднего образования в целях повышения адаптивных возможностей школьников. Предоставление разностороннего универсального образования в сочетании с вариативными компонентами образования, направленными на развитие творческих способностей школьников. Развитие системы экологического образования в школе. Планируемый результат: Повышение качества образованности школьников, уровня их воспитанности. Личностный рост каждого школьника. Результативное участие школьников в различных творческих, исследовательских проектах. Овладение учащимися необходимым минимальным уровнем ООУН. Формирование потребности у учащихся проявлять заботу о своем здоровье, стремиться к ЗОЖ, самостоятельному образованию.
3. Система управления.
Структура управления отражено на схеме. В частности, административное управление осуществляют директор, заместитель директора. Общественное управление осуществляет: совет школы; педагогический совет; методический совет. Выработка стратегии развития школы осуществляется Советом школы. Жалоб со стороны участников ОП в администрацию учреждения и учредителя не было.
4. Система оценки качества.
Основную задачу педагоги школы видят в создании условий, способствующих формированию социализированной личности выпускника. В связи с этим изучаются и внедряются следующие педагогические технологии: Модульного обучения Проблемного обучения Полного усвоения знаний Учебная дискуссия с выдвижением проекта Интегральная Для оценки качества образования используются следующие виды контроля: * предварительный; * текущий; * тематический; * персональный; * фронтальный; * итоговый. Во время контроля используются различные методы: * беседа; * наблюдение; * устные и письменные опросы; * тестирование; * защита рефератов, творческих работ; * зачет. * Выпускники 11 класса (8 человек) прошли процедуру независимой аттестации в форме ЕГЭ, причем кроме обязательных экзаменов по русскому языку и математике, сдавали экзамены по биологии – 63%, химии – 63%, истории -38%, обществознанию – 50%, информатике – 25%, физике – 25%,литературе -13%, немецкому языку – 13% выпускников. По результатам ЕГЭ неудовлетворительных оценок не было, причем средний балл по русскому языку (62б.) – лучший в районе, по математике (45) – 2-ое место в районе. Основными критериями, используемыми для оценки результативности деятельности учителей, являются учебные достижения учащихся, их участие в различных конкурсах, олимпиадах, отсутствие неуспевающих учеников.
5. Финансово-экономическая деятельность. Бюджетные ассигнования, выделенные на 2008 год в сумме 4 636 тыс. руб. использованы на 99,4 %, в том числе 145,8 тыс. руб. было израсходовано на приобретение кухонного оборудования, 150 тыс. руб. использованы на оборудование оборонно-спортивной полосы, 110 тыс. руб. на ремонт ограждения вокруг школы. Школа предпринимательской деятельностью не занимается, платных образовательных услуг не предоставляет.
6. Условия организации образовательного процесса.
Режим работы школы – 6 дневная рабочая неделя, дети учатся в одну смену, продолжительность перемен от 10 до 20 минут, пропускной режим в школу осуществляется работниками школы, вневедомственной охраны нет, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья по договоренности с родителями направляются в г. Михайловск, в спецшколу. Средняя наполняемость классов 6 человек, количество учащихся на одного учителя – 4. Количество книг в библиотеке в расчете на одного ученика – 25, среднее количество времени использования Интернета в расчете на одного ученика в год – 20 часов, количество учащихся на 1 компьютер – 5, доля учащихся, пользующихся услугами библиотеки по внеучебным вопросам – 15%. В школе работают 17 педагогов, средний возраст педагогов – 46 лет, педагоги – мужчины составляют 18%, учителя, имеющие высшую категорию – 12%, первую – 18%, вторую – 47%, доля учителей, прошедших курсы повышения квалификации за последние 5 лет – 95%, учителей, прошедших курсы компьютерной грамотности – 80%, доля учителей, применяющих ИКТ в учебном процессе – 70%, количество педагогов – победителей конкурсов различного уровня – 1.
7. Содержание образования.
Начиная с 1998 года педагогическим коллективом избрано направление развития – экологизация содержания образования и образовательного процесса. В этом же году была разработана программа «Развитие образовательного пространства школы в условиях стандартизации, направленная на формирование экологической системы образования. В настоящее время этот проект реализуется педагогическим коллективом. В соответствии с этим образовательный процесс в школе может быть выражен в виде следующей схемы:
Экологизация образования, образовательной среды ведет к гармонизации личности, развитию интеллекта, эмоциональной и волевой сфер личности школьника. Таким образом, нельзя не согласиться с В.В.Давыдовым, который, говоря о школе, подчеркнул, что если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то для этого необходимо создать такую систему воспитания и обучения, которая организует эффективное функционирование новых типов воспроизводящей деятельности. Этим и определяется образовательная политика школы, направленная на экологизацию содержания образования и образовательной среды. В школе реализуются программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Спецификой учебного плана школы на 2008–2009 учебный год является введение элективных курсов для осуществления предпрофильной подготовки учащихся 8-9 класса и профильной подготовки учащихся 10-11 классов. Тематика элективных курсов соответствует образовательной программе школы: « ДПИ», «Молекулярная биология», «Что вы знаете о своей наследственности», «Опыты без взрывов – практикум по неорганической химии», «Избранные главы органической химии», «Web-дизайн», «Графика в среде AdobePhotoshop». Все элективные курсы имеют программное, учебно-методическое и лабораторное обеспечение. Решение об изучении конкретных курсов принимает сам учащийся, согласно своим потребностям. Внеклассная воспитательная работа осуществляется в рамках детской общественной организации «Дом», которая действует с 1998 года, направления работы: ЭКОЛОГИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ. Работа по реализации правительственной программы «Родники» – это изучение, очистка и благоустройство родников, находящихся на территории села, «тимуровские десанты» ветеранам труда и инвалидам, проведение операций: «Кормушка», «Скворечник», участие в природоохранной акции «Марш парков», работает спортивная секция, экологический кружок. Доля учащихся, занимающихся в кружках и секциях – 55%, доля учащихся, включенных в исследовательскую деятельность – 25%.
8. Учебные достижения учащихся.
Выпускники 11 класса кроме обязательных экзаменов по русскому языку и математики в форме ЕГЭ сдавали биологию, химию, историю, обществознание, информатику, физику, литературу, немецкий язык, неудовлетворительных оценок нет. Учащиеся 9 класса независимую итоговую аттестацию не проходили, из 8 выпускников 9 класса два ученика поступили учиться в ПТУ г. Екатеринбурга, а оставшиеся 6 учеников продолжат обучение в 10 классе. Из 8 выпускников 11 класса одна выпускница поступила учиться в УрГПУ на географо-биологический факультет (бюджетный отдел), одна – в РГППУ на социального педагога (бюджетный отдел), два выпускника в горную академию (бюджетный отдел), остальные четыре выпускника продолжат обучение в средних специальных учебных заведениях. Серебряный медалист – Бадрутдинов Эдуард Мугтасарович, продолжит свое образование в горной академии. Учащиеся школы активно принимали участие на предметных олимпиадах на уровне района, области. Результаты участия в олимпиадах: Химия – районный этап: 1 место у ученика 11 класса Бадрутдинова Эдуарда, он же принимал участие на областном этапе. Биология – районный этап (3 первых места, 2 вторых и 1 третье места), участники областного этапа – Ахунова Л (10кл.) и Аминова Нелли (9кл.) Ахунова Ляйсана, ученица 10 класса, стала победителем областного тура олимпиады по татарской литературе и выдвинута на соискание губернаторской премии.
9. Внеучебные достижения учащихся.
Районный конкурс семейных журналов – принимали участие учащиеся с 3по 11 кл., всего 10 учеников. Конкурс «Знатоки Ислама» – окружной тур в г.Первоуральске – 2 место (Ахунова Л.), 3 место (Ахмедкаримова З) Районная краеведческая конференция: участники – Хафизов Р.(7кл.), Галимова Е., Ахмадиярова З. (9кл.), Ахунова Л. (10кл.) Районный фестиваль детского творчества, посвященный 85 летию района (выставка работ по ДПИ – Галимова А.(6кл.), Ахмедкаримова З.(8кл.) Районный турслет – 2 место. Конкурс велосипедистов «Безопасное колесо» – 2 место. Областной конкурс чтецов по родному языку: Динеева Д. (1кл.), Галимова А.(6кл.) – 2 место, Ахунова Л.(10кл.) – 3 место. Количество учащихся, ставших лауреатами, призерами различных конкурсов – 45. Учащихся, состоящих на учете в ИДН, нет.
10. Состояние здоровья школьников.
Вопрос первостепенной важности – здоровье детей. Неплохо работает спортивный совет ученического самоуправления и дежурные классы. По их рекомендациям каждое утро проводится разминка, они же контролируют проведение физкультминуток, проверяется осанка самими же учащимися 8 класса при изучении раздела «Опорно-двигательная система». У детей есть возможность заниматься после уроков в спортивном зале, в школе работает спортивная секция по волейболу и баскетболу под руководством опытного преподавателя физической культуры. Учащиеся школы принимают активное участие в школьных спортивных соревнованиях, участвуют в районных турслетах, в соревнованиях «Безопасное колесо», занимают призовые места. Не все дети обладают крепким здоровьем. К I медицинской группе отнесены только 30%, ко II – 44%, к III – 26% учащихся. Доля учеников, посещающих спортивные секции – 40%, количество часов для занятия спортом в неделю для одного ученика – 5. Курящих и употребляющих алкоголь и наркотики учеников в школе нет.
11. Социальное партнерство.
На протяжении последних нескольких лет школа сотрудничает с бывшим выпускником школы, а ныне директором ЗАО «Завод ПТО» Музафаровым Котдусом Закареевичем, Он каждый год спонсирует подарками и призами детские праздники.
12. Социальная активность учреждения.
В этом учебном году коллектив учителей, учащиеся и родители провели большую поисковую работу по подготовке и проведению 90-летия школы, пополнили материалами школьный музей и оформили экспозиции-стенды по истории школы и деревни. В феврале месяце проведен вечер встречи выпускников разных выпусков. Коллектив школы активно принимая участие в реализации областных программ и акций «Родники», «Марш парков» провел следующие мероприятия: * конкурс “По страницам Красной книги”, где ребята показали хорошие знания о растениях и животных, занесённых в Красную книгу Среднего Урала и своей местности; * создание экологической тропы; * операция «Свалка», где с помощью листовок, плакатов, стихов и сказок ребята встали на борьбу с загрязнением бытовыми отходами своей местности и леса; * конкурс рисунков и плакатов среди 5–7-х классов “Береги птиц”; * День Земли, прием в ряды «зеленых», * конкурсы плакатов, поделок из бросового материала, зеленых уголков, * экологические рейды и операции «Родники», «Голубой патруль», «Зеленый наряд Отчизны» (посадка деревьев и кустарников в парке «Победы» * провели анкетирование населения на темы: «Ваши предложения в Красную книгу нашей местности», «Самые приятные пейзажи нашей деревни и неприглядные места» * субботники по очистке территории школы, центра села; * выявление на территории населенных пунктов д.Васькино и д.Атняшка естественных памятников природы (вековых деревьев, родников, старинных зданий); * викторины на темы: «ООПТ Урала», «Красная книга Среднего Урала», «ООПТ Свердловской области», «Природный парк «Оленьи ручьи» Выполнены учебные проекты на темы: «Природа нашего края», «Заповедники и природные парки Урала», «ООПТ Среднего Урала», «Охраняемые растения и животные Среднего Урала», «Экскурсии по родному краю», «Природный парк «Оленьи ручьи» Благоустроены на территории села один родник и один колодец.