Гигиенические мероприятия, направленные на создание благоприятных условий развития нервной системы детей и подростков, заключаются в правильной организации режима дня, нормирования умственной нагрузки, физического воспитания, исключающего чрезмерный физический труд. Если суточный режим детей/отличается регулярностью (в определенные часы начинают учебу в школе, готовят уроки дома, получают пищу, ложатся спать и встают), все процессы в организме протекают нормально и ритмично.
Для нормального развития костно-мышечной системы детей и подростков необходимо избегать односторонней нагрузки той или иной группы мышц, чтобы не произошло чрезмерное развитие одной какой-либо группы мышц за счет некоторого недоразвития остальных. В химическом составе костной ткани в течение всей жизни человека происходят изменения. В детском возрасте в костной ткани содержится очень мало солей кальция и фосфора. В связи с этим процесс окостенения скелета не завершен, скелет детей обладает большой эластичностью и может подвергаться искривлениям. Только к 12 годам костная ткань у детей приобретает такое же строение, как и у взрослых, а процесс окостенения завершается к 20—22 годам. В частности, искривления позвоночного столба бывают при неправильной посадке на стуле или за партой, особенно в тех случаях, когда учебная мебель неправильно устроена и не соответствует росту детей. Искривления могут быть в виде изгибов шейных или грудных позвонков в бок (сколиоз), грудных позвонков в сагиттальной плоскости выпуклостью кзади (кифоз), а также поясничных позвонков кпереди (лордоз). Поскольку процесс окостенения фаланг пальцев рук заканчивается к 9—11 годам, быстрое (беглое) письмо детям младшего школьного возраста не удается.
Неправильная организация учебно-воспитательного процесса и принуждение детей к непосильным для их возраста упражнениям органов движения и опоры могут принести им большой вред. Особенно опасными являются чрезмерные и односторонние физические упражнения; умеренные и доступные, наоборот, являются средством укрепления костной системы. Кроме того, для нормального развития органов опоры и движения у детей необходимо длительное пребывание их на воздухе, обилие солнечного света, активные движения, правильно организованные физические упражнения и рациональное питание.
С костной системой непосредственно связана мышечная, так как обе они обусловливают движения человека. В то же время деятельность мышц органически связана с работой головного мозга, обеспечивая и усиливая его кровоснабжение. Поэтому очевидно значение физических упражнений и труда, которые не только развивают мышечную систему, но и оказывают огромное влияние на психическую деятельность детей и гармоническое развитие личности.
Развитие мышц у детей идет неравномерно: в первую очередь развиваются крупные мышцы, а мышцы кистей — в возрасте 6—7 лет. Поэтому упражнения в письме у младших школьников должны быть кратковременными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы рук.
Усиление темпа развития всей мышечной системы и нарастание силы мышц у детей наблюдаются после 8—9 лет, когда укрепляются связки и отмечается значительный прирост объема мышц. В последующие годы сила мышц неуклонно возрастает. Особенно интенсивно она увеличивается к концу периода полового созревания. После 15 лет интенсивно развиваются и мелкие мышцы, в связи с чем совершенствуются точность и координация движений.
У детей и подростков утомление работающих мышц происходит быстрее, чем у взрослых. При организации и проведении физических упражнений, труда и спортивных занятий детей и подростков необходимо щадить их мышечную систему, дозировать нагрузку и проводить эти занятия с соответствующими паузами для отдыха.
Неблагоприятное влияние на организм детей оказывает и недостаточная нагрузка на отдельные группы мышц. При продолжительном неподвижном сидении без перерывов и активного отдыха нарушается кровообращение органов брюшной полости (желудка, кишок, печени), ведущее к функциональным нарушениям.
При решении вопросов гигиенического обеспечения физической культуры среди детей и подростков недостаточно учитывать только особенности костной и мышечной систем. Огромное значение при этом имеют особенности сердечнососудистой системы.