Разработка обобщающего урока по теме “Органические вещества” в 9 классе.
Задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы «Органические вещества»;
- содействовать развитию у школьников умений выделять главное в учебном материале;
- создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, вопросы, предлагать пути их решения;
- содействовать развитию у детей умений общаться.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Предметно-информационная составляющая
Иметь представление:
*о природных и синтетических органических веществах;
*о гомологии и изомерии;
*о генетической взаимосвязи классов органических соединений.
Знание:
*формул алканов (С1–С4), этилена, метанола, этанола, глицерина, уксусной кислоты, глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы, ПЭ, их свойств, получения (нахождения в природе), применения;
*классов органических веществ, общих формул, функциональных групп;
*общих принципов номенклатуры органических веществ.
Понимание:
*причин многообразия соединений углерода;
*влияния на химические свойства наличия кратной связи;
*ядовитости и губительного действия спиртов на организм;
*роли правильного питания и грамотного подхода к диетам.
Деятельностно-коммуникативная составляющая
Умение:
*определять классы органических веществ по общей формуле и наличию функциональных групп;
*составлять уравнения реакций, отражающих получение, свойства, применение изученных веществ;
*осуществлять качественные реакции на отдельные классы органических веществ;
*устанавливать ПСС между строением и свойствами вещества;
*проводить вычисления по формулам веществ и уравнениям реакций.
Владение правилами работы с лабораторной посудой и веществами.
Ценностно-ориентационная составляющая
Понимание диалектического единства неорганической и органической химии;
*проблемы «пивного» алкоголизма среди подростков.
Оценивание значимости кратной связи в молекуле;
*роли правильного питания.
Проявление:
*самостоятельности в работе;
*способности к самоанализу, самодиагностике;
*готовности занять активную экологически целесообразную позицию.
Примерная структура урока:
№ этапа |
Наименование этапа |
Примерное время |
1 |
Организационный |
1’ |
2 |
Терминологическая разминка |
5’ |
3 |
Упражнение в классификации веществ |
5’ |
4 |
Упражнение в номенклатуре веществ |
4’ |
5 |
Упражнение по составлению уравнений реакций |
5’ |
6 |
Упражнение в идентификации веществ |
12’ |
7 |
Тестирование |
5’ |
8 |
Анализ тестов |
2’ |
9 |
Подведение итогов |
1’ |
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Терминологическая разминка. Общеклассная работа.
1) Органическая химия
2) Изомеры
3) Гомологи
4) Углеводороды
5) Мономер
6) Реакция гидратации
7) Реакция дегидрирования
- Классификация веществ. Общеклассная работа.
1) На какие группы делят органические вещества?
2) Какие классы углеводородов мы знаем?
3) Какие классы ФП углеводородов мы знаем?
4) Практикум. Определить принадлежность веществ к конкретным классам органических соединений и указать находится это вещество в природе или его получают искусственно. Учащимся демонстрируются формулы веществ.
- Практикум. Конструирование. Групповая работа.
Составить модель молекулы этана.
Составить модель молекулы 2–метилпропана.
Составить модель молекулы, имеющей такой же состав как и 2–метилпропан, но другое строение.
5. Практикум. Уравнения реакций. Групповая работа.
Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. Укажите условия протекания реакций. Назовите все вещества в цепочке.
С2Н6 → С2Н4 → полиэтилен
Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. Укажите условия протекания реакций. Назовите все вещества в цепочке.
Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. Укажите условия протекания реакций. Назовите все вещества в цепочке.
СН4 → СО2 → С6Н12О6 → С2Н5–ОН → С2Н4
6. Практикум. Идентификация органических веществ.
Групповая работа.
Группа № 1.
С помощью имеющихся реактивов определите, содержится ли белок в бульонном кубике.
Группа № 2.
С помощью характерной реакции определите в каких из выданных продуктов питания содержится крахмал. (хлеб, маргарин, рис, колбаса, мука, овсяные хлопья).
Группа № 3.
С помощью универсальной индикаторной бумаги определите рН раствора мыла. Объясните результат. Можно ли шерстяные и шелковые изделия стирать мылом?
Группа № 4.
Как отличить растительное масло от минерального (машинного)?
7. Тестирование
Тест «Органические вещества»
Вариант № 1
1. Углеводороды этиленового ряда имеют общую формулу:
а) СnН2n+2; б) СnН2n+1; в) СnН2n; г) СnН2n–2.
2. Вещества, молекулы которых имеют одинаковый элементный состав, но различное химическое строение, называют:
а) гомологами; б) изомерами; в) углеводородами; г) аналогами.
3. Гидратацией этилена можно получить:
а) уксусный альдегид; б) метиловый спирт;
в) уксусную кислоту; г) этиловый спирт.
4. Водные растворы уксусной кислоты, этилового спирта и глицерина можно различить с помощью:
а) гидроксида меди (II); б) аммиачного раствора оксида серебра;
в) бромной воды; г) раствора гидроксида натрия.
5. Дана цепочка превращений:
CH3—COOH → X → H2N—CH2—COOH;
Вещество X называется:
а) уксусный альдегид; б) этиловый спирт;
в) уксусноэтиловый эфир; г) хлоруксусная кислота.
6. Сахароза является:
а) моносахаридом; б) дисахаридом;
в) полисахаридом; г) аминокислотой.
Тест «Органические вещества»
Вариант № 2
1. Предельные углеводороды имеют общую формулу:
а) СnН2n+2; б) СnН2n+1; в) СnН2n; г) СnН2n–2.
2. Укажите формулы пары веществ, являющихся гомологами:
а) СН3ОН и С2Н5OH; б) СН3—СН3 и СН2=СН2;
в) СН3—С и Н—С г) СН2—СН2 и СН2—СН—СН2.
3. Этиловый спирт можно получить:
а) гидратацией ацетилена; б) окислением уксусного альдегида;
в) гидрированием этилена; г) гидратацией этилена.
4. Этилен и этан можно различить с помощью:
а) бромной воды; б) концентрированной азотной кислоты;
в) свежеосажденного осадка гидроксида меди (II);
г) все приведенные выше ответы верны.
5. Дана цепочка превращений:
Вещество X называют:
а) этилен; б) этиловый спирт; в) хлорэтан; г) ацетилен.
6. Какое из определений наиболее точно?
Жиры представляют собой…
а) сложные эфиры высших карбоновых кислот;
б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот;
в) сложные эфиры трехатомного спирта глицерина;
г) сложные эфиры глицерина и высших предельных карбоновых кислот?
8. Анализ ответов учащихся.
9. Подведение итогов урока.