Разработка урока физики в 10 классе по теме «Молекулярно-кинетическая теория. Размеры молекул» по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского (классический курс) с компьютерной презентацией.
Содержание: Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Диффузия. Броуновское движение. Масса и размеры молекул.
Задачи урока: сформировать представление о структуре и содержании теории, организовать усвоение основных положений МКТ;
ввести понятие о статистическом и термодинамическом методах изучения свойств вещества;
показать практическое значение знаний по молекулярной физике.
Демонстрационный эксперимент:
1. Окрашивание жидкости.
Вопросы: 1). Почему небольшим кристалликом перманганата калия можно окрасить воду?
2). О чем свидетельствует проникновение одного вещества в другое?
3). О чем свидетельствует равномерность окраски раствора?
4) О чем свидетельствует ослабление окраски по мере разбавления раствора?
2. Определение размеров молекул.
Вопросы: 1). Почему на поверхности воды площадь пятна не увеличивается беспредельно при растекании капли масла?
2). Как можно оценить размеры молекул масла с помощью данного опыта?
3). Много ли молекул в капле масла?
3. Диффузия.
Вопросы: 1). Почему распространение запаха служит аргументом в пользу гипотезы о тепловом движении молекул?
2). С одинаковой ли скоростью распространяются разные запахи? Как это можно доказать?
3). Чем обусловлена скорость распространения запаха?
4). Как хаотичный характер движения частиц влияет на распространение запаха?
5). Приведите примеры проявления диффузии в природе, применения в быту и технике.