8 декабря прошло заседание коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области под председательством заместителя Председателя Правительства Свердловской области – Министра общего и профессионального образования Свердловской области Юрия Ивановича Биктуганова. Рассматривался вопрос «О состоянии качества образования, результатах и перспективах».
Основным докладчиком выступила Оксана Владимировна Гредина, ректор государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». Содокладчиками стали Ирина Юрьевна Петрушина, начальник отдела организации аттестационных процессов министерства образования Свердловской области, Ирина Валерьевна Злобина, ведущий специалист управления образования городского округа Ревда, Фалина Антонина Васильевна, руководитель муниципальной ассоциации учителей русского языка, учитель русского языка и литературы гимназии № 1 городского округа Сухой Лог.
Оценка качества образования проводилась на основе материалов анализа результатов сдачи свердловскими учащимися единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации, результатов Всероссийской олимпиады и международных исследований.
В 2011 году по результатам единого государственного экзамена показатель качества выполнения работ или «средний балл» увеличился по 10 общеобразовательным предметам из 13 (испанский язык в области не сдавали). Существенно увеличился показатель по математике, истории, английскому и немецкому языкам, обществознанию и литературе. Зафиксирована положительная динамика по показателям качества освоения федеральных государственных стандартов не только в разрезе дневных общеобразовательных учреждений, но и общеобразовательных учреждений (классов) с заочной формой обучения, учреждений начального и среднего профессионального образования Свердловской области.
По всем общеобразовательным предметам (за исключением физики и географии) уменьшилось количество выпускников, не преодолевших первичный балл границы минимального тестового балла. По отдельным предметам существенно: истории – на 2,8 процента, литературе – на 2,5 процента, обществознанию – на 1,8 процента, английскому языку – на 4 процента, немецкому языку на 9,1 процента, химии – на 3,1 процента. Сократилось количество неуспешных работ по русскому языку и математике в разрезе выпускников общеобразовательных учреждений с заочной формой обучения. Областной показатель количества выпускников, не преодолевших первичный балл границы минимального тестового балла по математике, русскому языку и информатике в пределах показателя по области 2010 года и существенно ниже общероссийского показателя 2011 года.
Несмотря на положительную динамику, низкий и удовлетворительный уровни успешного выполнения ЕГЭ превалируют над остальными. Результаты в разрезе всех категорий участников по ряду показателей значительно улучшились, но не превышают общероссийских.
Сложными для наших выпускников остаются такие предметы как математика, физика и химия: по ним, а также по информатике, нет стобальных работ, тяжела для учащихся и биология. По другим предметам работы, набравшие максимальный балл, есть, больше всего их в крупных городах, таких как Екатеринбург, Нижний Тагил, но есть и в сельских территориях, например, в школе №13 пос. Дружинино.
Что касается результатов итоговой аттестации в основной школе, средние баллы по русскому языку и математике стабильны. Проблемы, которые не могут преодолеть выпускники этой ступени – это слабая лингвистическая компетенция и недостаточный уровень подготовленности в математической логике, комбинаторике, статистике и теории вероятности.
К сожалению, проблемы начинаются в начальной школе, где только 60 % четвероклассников показали при исследовании средний уровень знаний.
Также была отмечена низкая активность при проведении регионального тура Международной олимпиады школьников: в ней приняли участие только 2,2 % старшеклассников. 6 из низ стали победителями, 26 призерами.
Участниками коллегии были намечены пути решения поставленных проблем: признано необходимым организовать работу по развитию системы оценки качества общего образования через разработку регионального мониторинга оценки качества образовании и совершенствование системы диагностики учебных достижений обучающихся на всех ступенях обучения в течение учебного года.
Предлагается также обеспечить внедрение нового оценочного инструментария для аттестации педагогов, определяющего требования к компетенциям учителя, на основании компетентностей учеников, зафиксированных в образовательном стандарте, разработать и утвердить в установленном порядке областное положение о формировании заказа на учебники, ведь именно неудовлетворяющие потребностям момента учебники играют негативную роль в подготовке учащихся и организовать работу по модернизации системы подготовки обучающихся к олимпиадам, проведению олимпиад на школьном уровне.
Институту развития образования предложено скорректировать образовательные программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников с учетом необходимости повышения уровня профессиональной компетентности в части оценки качестваусловий, учебных и внеучебных достижений обучающихся в процессе освоения федеральных государственных образовательных стандартов и продолжить работу по повышению квалификации преподавателей и учителей общеобразовательных предметов. Лозунг «Образование не на всю жизнь, образование – через всю жизнь» должен стать для наших учителей ведущим.
Было признано необходимым более активно оснащать базовые школы сельских территорий, использовать технологии дистанционного образования для повышение качества образования в сельских и отделанных территориях.
Источник: сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области