Учитель: Валиева Зиля Шамшатовна
Тема урока: Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях.
Цели урока:
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию:
- основных представлений о физиологии дыхания;
- взаимосвязи строения и функций дыхательной и кровеносной систем;
- биологических, физических и знаний по химии, необходимых для понимания единства органического мира.
- Обеспечить развитие умений и навыков:
- целеполагания и планирования учебной деятельности;
- проведения сравнений, анализа, обобщений с выводами;
- монологической речи.
- развитие коммуникативных способностей;
- Расширение кругозора школьников и формирование интереса к предмету.
Оборудование и материалы:
- м/м проектор
- текст с рисунками «Дыхание в горах»;, «Дыхание под водой»;
- презентация;
- «Газообмен в легких и тканях», «Перенос газов кровью», «Дыхание в горах и под водой»;
- дидактические карточки для актуализации опорных знаний, закрепления и первичного контроля;
- учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Для 8-х классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Базовые понятия и термины: альвеолы; газообмен; диффузия; парциальное давление; кессонная болезнь; гемоглобин; оксигемоглобин; карбогемоглобин; гипоксия; тканевое дыхание.
План урока
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Обращение внимания учащихся к теме предыдущего урока «Значение дыхания. Органы дыхательной системы, ЖЕЛ, тканевое и легочное дыхание».
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
С целью актуализации опорных знаний проводим проверку изученного материала.
1. Индивидуальная работа.
2. Письменная работа по карточкам-заданиям. Самопроверка по ключу (работа над ошибками).
3. Обсуждение устных ответов.
III. Изучение нового материала
Учитель биологии. Дыхание – свойство и признак всех живых организмов. И сегодня мы продолжим изучение этого процесса, который как и все процессы в живых организмах, подчинен физическим законам и законам химии.
Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких. Изучение особенностей строения и функций легких проведем в виде самостоятельной работы с ПЕЧАТНЫМ МАТЕРИАЛОМ!!! «Дыхание в горах», «Дыхание под водой»
Прочитайте материалы и выделите:
– знакомую информацию;
– новую информацию;
– «хочу спросить».
После выполнения работы проводится ее обсуждение.
Учитель биологии. Человек дышит атмосферным воздухом, представляющим собой смесь газов. Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Таблица. Изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
О2 | N2 | CО2 | инертные газы | водяной пар | |
вдыхаемый воздух | 21% | 79% | 0,03% | небольшое количество | небольшое количество |
выдыхаемый воздух | 16% | 79% | 4% | инертные газы | водяной пар |
Вывод: в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа на 4% и водяных паров, используется 5% кислорода.
Для экспериментальной проверки результатов сравнения выполните лабораторную работу (с. 105).
Сегодня мы рассмотрим легочное и тканевое дыхание.
При дыхании количество кислорода в легких уменьшается, а углекислого газа увеличивается.
Кислород из воздуха, находящегося в альвеолах, переходит в кровь, а углекислота переходит из крови в альвеолярный воздух.
Почему и как это происходит?
Чтобы объяснить этот процесс, мы должны обратиться к физике, потому что переход газов из окружающей среды в жидкость и из жидкости в воздух подчиняется физическим законам.
Воздух представляет собой смесь газов, в которую входят азот, кислород, углекислый газ, аргон и другие газы. Воздушная масса атмосферы оказывает на нас давление, равное примерно 760 мм рт. ст.
В смеси газов каждый газ оказывает независимое давление, которое называют парциальным давлением данного газа. Парциальное давление каждого газа в атмосферном воздухе легко подсчитать. Например, кислород на любой высоте составляет по объему 20,9% воздуха, поэтому его парциальное давление на уровне моря при полном (барометрическом) давлении 760 мм рт. ст. будет равно:
Р(О2) = (760 х 20,9) : 100 = 159 мм рт. ст.
Так же рассчитывается и давление других газов:
P(N2) = 600,8 мм рт. ст.; Р(СО2) = 0,2 мм рт. ст.
На схеме 1 изображен каскад процессов с участием дыхательных газов в соответствии с их парциальными давлениями. Ключевыми для дыхания в этом каскаде, несомненно, являются переходы газов из легких в кровь и из крови в ткани.
Стенки легочных альвеол человека состоят из однослойного плоского эпителия, покрытого слизью – сурфактантом. Сурфактант снижает поверхностное натяжение в альвеолах, что позволяет с меньшими усилиями увеличивать объем легких при вдохе. Перенос газов через стенки альвеол происходит согласно закону диффузии. Направление и скорость этого процесса определяются разностью парциальных давлений газа, или его напряжений. В притекающей к капиллярам легких венозной крови напряжение кислорода составляет 40 мм рт. ст., а углекислого газа – 47 мм рт. ст. Согласно законам физики, если над жидкостью находится смесь газов или две жидкости разделены проницаемой для газов мембраной, то газы будут диффундировать от места большего давления к месту меньшего до тех пор, пока не установится динамическое равновесие – равенство прямого и обратного потоков газов. Поскольку парциальное давление кислорода в альвеолах больше, чем в венозной крови, то кислород диффундирует из альвеолы в капилляры. Напротив, напряжение углекислого газа больше в венозной крови, чем в альвеолярном воздухе, поэтому углекислый газ диффундирует в альвеолы. Условия для газообмена в легких настолько благоприятны, что данный процесс приводит к равновесному состоянию примерно за 1 с. Потребность человека в кислороде в состоянии покоя составляет 350 мл/мин; при физической работе она доходит до 5000 мл/мин. Ее можно полностью удовлетворить, поскольку при разности парциальных давлений в 1 мм рт. ст. в кровь переходит 250 мл кислорода, а разность между напряжениями О2 в воздухе и в крови составляет не менее 70 мм рт. ст. что позволяет удовлетворять максимальные потребности организма. Второй этап дыхания человека – перенос газа кровью. В состоянии покоя за 1 мин мы в среднем потребляем 250 мл кислорода и выделяем 200 мл углекислого газа. Газы, входящие в состав воздуха, очень слабо растворяются в жидкостях. Однако в крови имеется удивительное вещество – гемоглобин, – которое способно химически связывать кислород и углекислый газ, а также поддерживать постоянную реакцию крови.
Кровь, поступив через легочную артерию в легкие, растекается по капиллярам альвеол, образующих густую сеть, что обеспечивает хороший газообмен. Кислород, переходя из альвеолярного воздуха в кровь, вступает в непрочное соединение с гемоглобином, образуя оксигемоглобин. В виде оксигемоглобина кислород от легких кровью переносится к тканям. Связывание кислорода в гемоглобине осуществляется с помощью иона железа. Одна молекула гемоглобина присоединяет четыре молекулы кислорода. При этом гемоглобин превращается в оксигемоглобин, а кровь из вишневой венозной становится алой артериальной. Эта реакция обратима. Прямой перенос кислорода плазмой крови незначителен: в 100 мл артериальной крови растворено 3 мл свободного кислорода и 19 мл связано гемоглобином. Перенос углекислого газа также связан с гемоглобином. Примерно 10% газа соединяется с этим белком и образует непрочное химическое соединение карбогемоглобин. Остальная часть соединяется с водой и превращается в угольную кислоту. Далее кислота реагирует с ионами натрия и калия в плазме крови.
ФИЗИКА: Газообмен в тканях протекает по тем же физическим законам. Ткани поглощают О2 и отдают СО2, при этом газы переходят из области большего напряжения в область меньшего напряжения: Р(О2) в тканях составляет 20–40 мм рт. ст, а P(СО2) – около 60 мм рт. ст. На интенсивность газообмена влияют длина капилляров, разность напряжений, химический состав крови, скорость кровотока и т.д. Чем интенсивнее энергетический обмен в какой-либо ткани, органе или системе органов, тем больше требуется кислорода. Вопрос классу. Как происходит диффузия газов в организме человека? Ответ. Перенос газов в легких осуществляется за счет разности между их парциальными давлениями в альвеолах и в крови. Газы переходят из области высокого напряжения в область низкого напряжения. Кислорода много в альвеолах и мало в капиллярах; углекислого газа, наоборот, мало в альвеолах и много в капиллярах. Обязательным условием нормального дыхания являются определенные концентрация кислорода в воздухе и величина атмосферного давления. Эти показатели меняются, если человек поднимается в горы или опускается под воду.
IV. Закрепление изученного материала
Работа в группах 1. У здорового жителя высокогорья обнаружено повышенное содержание эритроцитов в крови. Можете ли вы объяснить причину этого и оценить, на какой примерно высоте живет данный человек?
2. Чемпионы по глубоководному нырянию погружаются на глубину до 100 м без акваланга и возвращаются на поверхность за 4–5 мин. Почему у них не возникает кессонная болезнь?
3. При глубоководных погружениях водолазы используют для дыхания специальные газовые смеси, в которых азот заменяется гелием. Объясните, с чем связана такая замена?
Исправьте ошибки в тексте. Работа в парах
Растения дышат только днем, используя СО2.
2. Дыхание проходит в два этапа: внешнее и внутреннее.
3. Причина газообмена в легких – разность между напряжениями и парциальными давлениями газов.
4. Жидкости и газы в природе движутся из области низкого давления в область высокого давления.
5. Перенос кислорода в организме осуществляется только плазмой крови.
6. Вся углекислота переносится эритроцитами.
7. Соединение гемоглобина (Hb) с О2 – карбогемоглобин, а Hb с СО2 – оксигемоглобин.
8. В большом круге кровообращения кровь из венозной превращается в артериальную, а в малом круге – из артериальной в венозную.
9. В большом круге кровообращение происходит газообмен в легких, а в малом круге – в тканях
V. Первичный контроль знаний
1 вариант Указанные процессы распределите по группам. Взаимопроверка по ключу.
А. Газообмен в тканях. | Б. Физические процессы при газообмене. | В. Процессы в большом круге кровообращения. |
1. Переход О2 из легких в кровь.
2. Переход О2 из крови в ткани.
3. Переход СО2 из тканей в кровь.
4. Переход СО2 из крови в легкие.
5. Присоединение О2 к эритроциту.
6. Отделение О2 от эритроцита.
7. Превращение артериальной крови в венозную.
8. Превращение венозной крови в артериальную.
9. Разрыв химической связи О2 с гемоглобином.
10. Химическое связывание О2 гемоглобином.
11. Капилляры в тканях.
12. Легочные капилляры.
2 вариант Указанные процессы распределите по группам.
А. Газообмен в легких. | Б. Химические процессы при газообмене. | В. Процессы в малом круге кровообращения. |
1. Переход О2 из легких в кровь.
2. Переход О2 из крови в ткани.
3. Переход СО2 из тканей в кровь.
4. Переход СО2 из крови в легкие.
5. Присоединение О2 к эритроциту.
6. Отделение О2 от эритроцита.
7. Превращение артериальной крови в венозную.
8. Превращение венозной крови в артериальную.
9. Разрыв химической связи О2 с гемоглобином.
10. Химическое связывание О2 гемоглобином.
11. Капилляры в тканях.
12. Легочные капилляры.
VI. Домашнее задание § 24. Творческое задание по выбору: – составить синквейн (пятистрочное стихотворение) «Газообмен»; подготовить сообщение «Первый вдох новорожденного».