Содержание урока:
Закон сохранения энергии. Превращение энергии в ходе химических реакций. Инициирующая энергия. Тепловой эффект химической реакции. Экзо– и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Определение теплового эффекта химической реакции.
Цели урока: Обеспечить развитие представлений учащихся о законе сохранения энергии.
Организовать деятельность учащихся по применению знаний закона сохранения энергии в разнообразных ситуациях.
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь осознать практическую направленность учебного материала.
Содействовать развитию у школьников научных методов познания (наблюдение, эксперимент), химически правильной речи.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
* закон сохранения энергии;
* термины: тепловой эффект химической реакции, экзотермические и эндотермические реакции, термохимическое уравнение.
Понимать: причину появления теплового эффекта химической реакции.
Уметь:
* определять тип химических реакций по тепловому эффекту;
* составлять уравнения реакций;
* проводить вычисления теплового эффекта химической реакции.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Оценивать:
* значимость представлений о тепловом эффекте реакции для прогнозирования ее практического осуществления;
* экологические последствия протекания экзотермических реакций;
Понимать: личную ответственность за качество приобретаемых знаний и умений.
Проявлять:
* уверенность в личных возможностях, самостоятельность в работе;
* способность к самоанализу, самодиагностике.
Демонстрационный эксперимент
1. Горение магния.
2. Разложение малахита.
3. Разложение дихромата аммония.
4. Электролиз раствора хлорида меди(II).
5. Гальванический элемент.
6. Фотосинтез.
7. Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой.
8. Взрыв смеси водорода с воздухом.